Дизайн интерьера

Дизайн интерьера

Деревянная мозаика от Тутанхамона

Деревянная мозаика от ТутанхамонаДерево было и остается одним из самых любимых отделочных материалов. Ему подвластны все архитектурные стили, оно не боится влаги, солнечного света и перепадов температуры. Но все же главное достоинство дерева — в его многообразии.

Своей неповторимой эстетикой обладают как широко распространенная в наших краях береза, так и экзотические венге и керуинг. И если отдать предпочтение одной из пород трудно, всегда можно приобрести мебель и стеновые панели, выполненные в технике маркетри. В наши дни это старинное искусство составления мозаики из тонких пластинок ценных пород дерева переживает второе рождение.

Название «маркетри» произошло от французского marqueterie («мозаика»). Впрочем, уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева. А древние греки и римляне, в свою очередь, покрывали изделия из недорогих пород дерева тонкими пластинками из ценных пород. Непосредственной же предшественницей маркетри была интарсия — техника, появившаяся в эпоху Средневековья в Европе и позволявшая врезать в дерево рисунок из тонких пластин. Техника маркетри гораздо проще: деревянные пластинки ценных пород дерева, толщиной от 1 до 3 мм, различные по цвету и текстуре, наклеиваются на основу из простых пород.

Своего подлинного расцвета маркетри достигла в Европе в эпоху Возрождения. Этому помог и технический прогресс: в XVI веке был изобретен станок для производства пиленого шпона, что позволило в промышленных масштабах начать облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном черного, красного, розового дерева. Всего мастера Возрождения использовали около 100 пород дерева, как экзотических, так и распространенных, таких как лимон, груша, яблоня, клен, орех. Богатство цвета и фактуры позволяло создавать сложнейшие композиции с передачей света и тени, а мельчайшие детали прописывались с помощью гравировки.

В Россию техника маркетри пришла в XVIII веке. Первые опыты относятся к Петровской эпохе, когда во дворцах появился первый наборный паркет. Сначала он выполнялся по эскизам европейских мастеров, а потом этой техникой овладели и русские умельцы. Маркетри в это время обогащается применением травления и подцветки дерева, а также обжига и гравировки, что значительно расширило изобразительные возможности.

Выдающиеся мастера выполняли в этой технике не только орнаментальные рисунки, но и пейзажи, сюжетные композиции. Русскими художниками создавались сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражавшие тонкостью и точностью прорисовки деталей даже их учителей — европейских мастеров маркетри.

Кстати, именно благодаря нашим художникам, маркетри из утилитарного, прикладного направления отделки мебели постепенно превратилось в самостоятельное искусство, и наряду с предметами обстановки и облицовочными панелями на протяжении веков создавались настоящие произведения живописи. Картины, в которых изображение строится на игре цвета, текстуры и энергетики шпона различных видов деревьев, пользовались огромной популярностью, коллекционировались, продавались на аукционах.

Деревянная мозаика от ТутанхамонаВостребовано маркетри и сегодня, что вполне объяснимо: с одной стороны, вы получаете чрезвычайно красивую мебель, с другой — отделка тонкими пластинами ценных пород дерева стоит гораздо дешевле, чем цельный массив. При этом благодаря маркетри каждый предмет обстановки даже при одном и том же рисунке набора благодаря разнообразию цвета древесины будет иметь свой неповторимый облик. Еще одно неоспоримое преимущество маркетри в том, что эта техника позволяет с одинаковым успехом создавать и простые орнаментальные украшения для мебели, и очень сложные тематические композиции.

Что же касается картин, то современные мастера с помощью деревянной мозаики могут изобразить практически любые сюжеты. Правда, здесь есть свои тонкости и секреты. Например, при подборе цветов необходимо учитывать то, что некоторые породы дерева темнеют после обработки лаком, или же дерево может со временем выцвести, а следовательно, рисунок после завершения работы очень сильно изменится. Опытные мастера предвидят эти процессы и способны заставить «звучать» текстуру дерева максимально чисто и звонко.

При изготовлении картины художник сначала делает эскиз, потом масштабирует его под требования готового изделия, переносит на миллиметровку, растушевывает на более темные и светлые детали и каждому полутону подбирает свой шпон. Критерием в этом случае выступает уже не сорт древесины, а ее тон и направленность (рисунок) волокон. Кстати, набор шпона может быть простым (волокна древесины в соседних деталях параллельны друг другу) или фигурным, когда волокна создают свой собственный геометрический рисунок.

Следующий шаг — это перенос деталей готового макета на листы шпона. При этом сначала делается основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали. В подавляющем большинстве случаев элементы рисунков в изделиях, выполненных в технике маркетри, вырезаются вручную ножом.

Причем существует серьезная разница между вырезанием деталей из шпона твердых и шпона хрупких пород древесины, между вырезанием простых геометрических фигур и произвольных кривых. Например, чтобы скрыть стыки деталей кромки шпона обрабатываются не под прямым углом, а с небольшим наклоном. Ну, а когда все детали выпилены, их собирают в набор, склеивая специальным скотчем лицевые стороны, выравнивают до идеально гладкого состояния и наклеивают на основу.



Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru