Дизайн интерьера

Дизайн интерьера

Винтаж: легенда в интерьере

Винтаж: легенда в интерьереТотальное стремление иметь все самое новое, по последнему слову техники, осталось в ранних девяностых. Потребитель понял, что погоня за новшествами может длиться бесконечно – если не ежесекундно, то ежеминутно появляются новые изобретения, и то, что недавно было предметом тайной гордости, становится ширпотребом, а затем и старьем. Такой участи удается избежать только тем вещам, которые уже несколько столетий носят титул благородной старины и от этого старению неподвластны.

О любви к старине

Антиквариат, будь то напольные часы или изящная камея, был и остается свидетельством богатых семейных традиций и доброй памятью о славных предках. Если этот антиквариат, конечно, принадлежит вам. Но что же тогда заставляет нас сражаться на аукционах за чужую надтреснутую вазу неизвестного происхождения и с гордостью показывать купленный лот своим гостям?

Редкость, дороговизна и шарм старой вещи ненавязчиво рассказывают о своих новых хозяевах как о людях состоятельных, интересующихся искусством и историей, а следовательно, приятных и высоко духовных индивидах. А может быть, мы просто устаем от суеты современных мегаполисов, вечных пробок, уличного шума и сумасшедшего темпа, с которым несется жизнь. Каждая седовласая бабушка подтвердит, что раньше все было не так. И невольно захочется повернуть время вспять.

Почему винтаж?

Винтаж: легенда в интерьереКто-то заметит: то, что сегодня по-модному называется винтажем, еще несколько десятилетий назад назвали бы подделкой. С одной стороны, действительно, при состаривании вещей используются те же техники, которые применяли – и применяют – фальсификаторы. И все же разница между этими двумя понятиями существенная. Прежде всего, на состаренную вещь не надевается маска подлинности. Покупатель изначально знает, что «старинным» винтажное трюмо можно назвать лишь в кавычках, ибо оно было произведено всего пару месяцев назад и очень умело состарено.

Кроме того, винтаж – это не всегда копия некоего подлинника. Возможно, дизайнеру захотелось сделать новую, но скучную мебель более интересной или соединить новаторские идеи с намеками на старину. В любом случае, что бы ни двигало создателями винтажа, покупатели предпочитают его антиквариату по четырем вполне понятным причинам.

Во-первых, настоящий антиквариат стоит достаточно дорого. Конечно, визит дизайнера, владеющего техниками винтажа, или покупка готовой состаренной вещи тоже обходится не дешево. Но все же дешевле, чем подлинная старина.

Во-вторых, бытует мнение, что вещи хранят отпечаток своих прежних хозяев и их судеб. Покупатель сталкивается как минимум с неизвестностью, а то и с придуманной продавцом легендой (вещь с историей интересна вдвойне). И почему-то его воображение более склонно рисовать нечто зловещее, чем картины счастливой семейной жизни и успеха в предпринимательстве. Впрочем, даже при самых радужных фантазиях должно пройти некоторое время, прежде чем «чужая» вещь станет «своей» и пропитается духом новых хозяев.

В-третьих, подлинный антиквариат и серийность – это две противоположности. И на всех любителей старины подлинников просто не хватит. Порой музеи с мировым именем сражаются за право обладать старинным сервизом или тканой картиной, что уж говорить о частных коллекциях.

Наконец, в-четвертых, у слова «старый» есть синоним «ветхий». И избавить старинную вещь от этого качества не под силу даже самым профессиональным реставраторам. Поэтому «настоящему», но разваливающемуся столику часто предпочитают его новую, но состаренную копию.

Как вернуть старость

Винтаж: легенда в интерьереКак мы уже говорили, при создании винтажной мебели за образец может быть взят настоящий антиквариат – будь то гардероб из музея или комод, «подсмотренный» у голландского живописца. Самое интересное начинается, когда основа, то есть новая мебель, уже готова. Дизайнеры с особой тщательностью художественно трут и царапают ее, наносят краску в специальной технике, как будто она выцвела за долгие годы эксплуатации. А изящные рисунки – росписи приглушенных тонов – покрываются трещинками…

Имитируется все, что могло происходить с вещью, будь у нее реальный владелец: «отметины» древесных жучков, след от поставленной задумавшейся хозяйкой горячей чашки, отбитая и немного криво приклеенная ручка сахарницы. Так для каждой вещи создается история, которой у нее никогда не было.

Лучшие специалисты в создании старины – реставраторы, которые досконально знают порядок обновления старинной вещи и обратный ему процесс старения. Но в создании качественной псевдостарины важную роль играет не только умение реставратора, но и соблюдение стиля во всем: материалах, красках и покрытиях.

Традиционно используются такие свойственные антиквариату и хорошо поддающиеся состариванию материалы, как дерево, керамика, кованый металл, латунь, льняные ткани, тканные «вручную» ковры. Вообще винтаж должен носить отпечаток handmade, ведь мастер с умелыми и натруженными руками был лучшим «оборудованием» дореволюционных мануфактур.

Первое место по пригодности к состариванию занимают древесина и латунь. Цвета к этим материалам подбираются соответствующие – приглушенные, природные. Но если и встречаются яркие оттенки (например, столик «когда-то был кирпично-красным»), их непременно делают размытыми, потертыми… И, конечно, никакого блеска – только матовые лаки, а лучше воск. Эмаль, резьба, роспись (все – в тщательно продуманных и кропотливо созданных трещинках) завершают милый старинный образ.

Впрочем, только образ и может роднить винтажную мебель с настоящей стариной. А ее «начинка» может отвечать требованиям самого придирчивого любителя хай-тек. Особенно если речь идет о кухонной мебели. Встроенная в «старинный комод» посудомоечная машина – наглядный пример того, что состаренным предметам интерьера не чужда современная функциональность. Возможно, в этом и кроется главная причина появления винтажа в наших домах.



Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru