Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

РЕНЕССАНС 1400-1600

Вступление

В декоре 15-го и 16-го веков доминировала концепция подражания искусству древнего мира. Имитация сочеталась с техническими открытиями в производстве стекла, керамики, где было введено глазурование глины, и новшествами в текстильной промышленности. Гуманисты Возрождения, руководствуясь принципами, изложенными греческим философом Аристотелем, дискутировали о том, что умный правитель должен отражать свое великолепие в произведениях искусства, каковые, в свою очередь, служат для его возвышения.

Захватывая города Италии, герцоги устанавливают переходящую по наследству власть и начинают использовать искусство для укрепления собственного богатства, величия и положения. Правители воздвигают монументы, возводят дворцы, приглашают художников работать при дворе и строят новые мануфактуры.

В классических скульптурных мастерских в основном копируются орнаменты с завитками из листьев, фестонами, гирляндами и мотивом канделябров. Последние имеют форму вертикально поднимающейся из вазы или столика листвы. Донателло (1386-1466) обыграл различные комбинации этого классического рисунка в галереи для хора Флорентийского собора (1433-39). В конце 15-го столетия в декорировании интерьера, мебели, предметов из керамики, стекла и металлов доминируют орнаментальные мотивы.


увеличить
Резная шкатулка для хранения рукописей; серебро, лазурит и пластины горного хрусталя; сделана по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, 1543-61. Предположительно автор дизайна Франческо Сальвиати; композиция и общая расстановка фигур Микеланджело; работа по металлу Бастиано Збари (ум. 1563); выполнение мифологических сцен Джованни Бернарды (1496-1553). Выс. 49 см.

В Венеции, тесно связанной с арабскими странами, господствует другая тема. Орнаменты с геометрическим узором, плетенками, иногда со стилизованным лиственным мотивом очень подходили для оформления книжных переплетов, металлических изделий и росписи тканей. В 1520-х годах в Венеции появляются книги, украшенные мавританскими мотивами, а в 1530 году Франческо Пел-легрино публикует очень важный труд "La Fleur de la Science de Pourtraicture".

Архитекторы на раскопках римских зданий изучают принципы классического рисунка. Преобладают два подхода к концепции all`antica (в духе древнего мира): Браманте (1444-1514) и Рафаэль (1483-1520) декорируют фасады и внутреннее убранство палаццо в Риме, используя детально изученный опыт римских мастеров архитектуры; Витрувий напрочь отвергает его. Художники создают гармоничные, совершенные по соразмерности произведения искусства, такие как Палаццо Каприни (Браманте, ок. 1510) или Палаццо Бранконе делл`Акила (Рафаэль, ок. 1520); убранство базируется на классических пропорциях и повторах однотипных блоков.


увеличить
Витторе Карпаччо (ок.1450-1520). "Сон Святой Урсулы" (деталь), 1495; показана обстановка итальянского дома: кровать с балдахином на четырех стойках; простая, расставленная вдоль стен мебель — типичный интерьер того времени, включающий cassone (деревянный сундук) и украшения на стенах и полках.

Рафаэлевская роспись Брамантской Лоджии в Ватикане (1516-17) напоминает роспись римских интерьеров, о которой художники Ренессанса узнали благодаря раскопкам Золотого Дома Нерона. Это вызвало появление термина "гротескная" живопись, так как найдена она в подземных гротах. Гротескный орнамент включает изображения мифологических животных, фавнов, сатиров и масок. Изображения связывались между собой и обрамлялись узорами с лентами и гирляндами. Подобный орнамент давал преимущества над мотивом канделябра, поскольку он не ограничивался вертикальным построением, а мог развиваться в любом направлении и годился для любой поверхности.


увеличить
Рисунок Перино дель Вага, Рим, ок. 1530; передает мотив канделябра в сочетании с фигурками путти, трофеями и прочими античными темами.

В 1519 году Рафаэль воздает похвалу стилю; тридцать лет спустя художник, архитектор и биограф Джорджо Вазари (1411-74) в книге "Жизнеописание живописцев" (1550) подчеркивает, что стиль являлся основной составляющей искусства тех времен. Элегантность и затейливость в сочетании с виртуозностью отличает искусство 16-го века, в этом художники Ренессанса превзошли предыдущие поколения, даже римлян. Джулио Романо (ок. 1499-1546), самый известный из учеников Рафаэля, не только сравнялся, но превзошел античных художников по воображению и мастерству. В тот же самый период Микеланджело (1475-1564) повел классическую архитектуру и скульптуру по другому пути. Декор становится выразительнее и необычнее, создается более насыщенная по своей тематике роспись. Эти характеристики определяют то, что известно как Маньеризм. Посвященная публика старалась вникнуть в принципы построения произведений и восхищалась изощренностью, с которой художники выражали свои амбиции.


увеличить
Рисунок Корнелиса Флориса; гравирован Иеронимусом Кокком, Антверпен, 1556; картуши с фавнами, нимфами, сатирами в рамке с переплетающимся орнаментом часто использовались прикладниками северных стран.

Признание взглядов итальянского Возрождения Европой объясняется желанием королей и герцогов показать свою индивидуальность и значимость; классические художники, работавшие в рамках средневековья, прославляют исключительно величие Бога. Новые идеи, возникшие сначала в Италии, были развиты гуманистами и писателями 15-го и 16-го веков и вскоре проникли в Европу. Скорость их распространения зависела от политического и экономического положения и честолюбия правителей, но к середине 16-го века классическая античность воспринимается уже лишь как часть традиционного декора.


увеличить
Рисунок Лоренцо Лотто (ок. 1480-1536) изображает проповедника в своем кабинете, ок. 1530. Видна коллекция античных медалей на столе и различные предметы на полках.

Книжная графика не сразу осваивает эту идеологию; до введения печатного пресса графика не могла развиваться столь скоро. Стоит сказать, что из-за политического изменения границ, перемещения войск, заключения альянсов по религиозным соображениям в Европе сложилась весьма любопытные взаимосвязи. Одновременно с товарообменом происходит обмен идеями, модой и пристрастиями. Однородность ренессансного декора стала результатом признания классического орнаментального словаря. Разнообразие ограничивалось слиянием ренессансных концепций с местными традициями.

Франция среди первых восприняла итальянский Ренессанс. После триумфального входа в Неаполь (1495) Карл VIII направляет во Францию двадцать два итальянских художника. Его последователь Франциск I, считавшийся истинным гуманистом, приглашает Леонардо да Винчи (1452-1519), Бенвенуто Челлини (1500-71), Фран-ческо Приматиччо (1504-70) и Россо Фиорентино (1495-1540) работать во дворце Фонтенбло. Здесь трудились также другие крупные живописцы и скульпторы из Италии. Убранство Фонтенбло (Приматиччо и Россо в 1530-1547 гг.) привнесло во французское искусство итальянскую элегантность и своеобразие. Кроме того, в длинной галерее Франциска I использовались новые орнаментальные решения. Художники впервые применяют сочетание фресок и стуковых скульптурных обрамлений с ленточным плетением и завитками из материала, имитирующего металл, что получило название "переплетающийся орнамент". Новый стиль, впервые возникший из итальянских картушей, во второй половине столетия входит в практику многих провинциальных художников-прикладников. В Нидерландах такие оформители, как Корнелис Флорис (1514-75), Корнелис Бос (работал в 1540-54) и Корнелис Матсис (работал в 1531-60), развивают форму гротескных фигур и воплощают ее в металле. Имевшие большой успех публикации Ханса Вредемана де Вриеса, переизданные сыном, утверждают переплетающийся орнамент, и к 17-му веку термин вошел в словарь приклад-ников северных стран: Нидерландов, Германии и Англии.


увеличить
Галерея Франциска I в Фонтенбло, декорированная Россо Фиорентино и Франческа Приматиччо, 1530-34. В Северную Европу пришел новый итальянский узор. Аллегорическая живопись взята в причудливые рамы со стуковыми скульптурами кариатид, путти и гирляндами цветов. Здесь впервые возник переплетающийся орнамент, позже, в 16-м веке, преобладающий во всей Европе.

Фламандское и французское декоративное искусство служило источником подражания для художников Англии, особенно к концу века. Генрих VIII вводит в оформление интерьера итальянский ренессансныи орнамент, а с прибытием иностранных художников, таких как итальянец Пьетро Торриджани и немец Ганс Гольбейн, его двор сравнялся с дворами европейских герцогов.

Англия становится прибежищем для многих художников, изгнанных из Нидерландов и Франции, которые владели мотивами Ренессанса и новой техникой. Иностранные специалисты по обработке серебра, росписи тканей, краснодеревщики полностью преобразуют эти ремесла в Лондоне, Норидже и Кентербери, чем вызывают гнев английских гильдий, однако иностранцы находятся под защитой короны.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru