Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

РЕНЕССАНС 1400-1600

Ткани

Ренессансный орнамент на тканях содержит как консервативные, так и новые элементы. Продвижение нового сначала идет медленно и зависит только от товарооборота, потом, когда появляются книги с гравюрами на дереве и отдельные печатные листы, идет быстрее и интенсивнее.

Так или иначе, набивное полотно, кружево, вышивка, их узор - крупный и мелкий - были грубого качества и имели нетоварный вид.

Декор тканей состоял из мелких геометрических повторяющихся узоров или крупного рисунка размером 51 см, который мог занимать всю ширину полотна. Он широко известен, сохранился и публикуется в многочисленных альбомах.


увеличить
1 Шелк с классической оживальным узором, возможно, завезенный из Западной Индии, 1400-1600; каждый ряд цветочных "слезок " прерывается промежуточным рядом с орнаментом.
2 Парча, Испания, 16-й век. Деликатный цветочный мотив с непрерывным узором. Благодаря династии Габсбургов, испанский стиль оказывал большое влияние на декор того времени.
3 Шелковый бархат с металлической нитью, Турция, 1550-1600; образец крупного четко оживального обрамления с мотивом граната, типичным для ренессансного орнамента.


увеличить
4 Шелковый бархат, Италия, 16-й век. Мелкий рисунок делает геометрический узор более внятным,что дает возможность его использования для текстиля и изделий из металла.
5 Дамасский шелк, Италия, конец 16-го века. Включение узнаваемых предметов, здесь — это вазы. Обрамление с лиственным мотивом напоминает архитектурные детали.

Парча и бархат выделывались с разнообразными стилизованными мотивами, чаще всего это был гранат. Аранжировка часто включала обрамление, обычно в форме капли слезы. Так называемая оживальная форма существовала и раньше, но в период Ренессанса она стала многообразнее: тонкая лоза, завиток листа, ленточное плетение. В некоторые виды декора со стилизованным плетением возвращается геометрический узор, который становится более отчетливым в многочисленных повторах мелких деталей. Особенно это касается структурированных узоров, предназначенных для кружева геНсеНа и вышивки льняных рубашек и блузок, то есть для структурированных, сетчатых материалов, где для узора нужно рассчитывать клетки.

Вариации оживального декора венчают лист и лоза винограда, которые могут быть структурированы в регулярный узор, слева направо или наоборот. Самый формальный узор - это узор со стволом, который выделен различными украшениями, например переплетающимися лентами, или подчеркнут соответствующими мотивами: усик винограда, гроздь, тяжелый, будто отлитый из металла, завиток.

Стилизованный виноград часто составляет основу переплетающегося орнамента, что свидетельствует о сильном влиянии Ближнего Востока и Мавритании. Влияние гуманизма и классицизма еще присутствует, в частности в вышивке, где применялась ручная техника, охотнее бросающая вызов развитию перспективы.


увеличить
Вышитое покрывало для алтаря, Валетта, Мальта, ок. 1600. Вновь возникает мотив виноградной лозы в сочетании с арабесками.


увеличить
Тканое вышитое панно. Британия, конец 16-го века. На узоре, вышитом любителем, использован мотив виноградной лозы, который был очень популярен в декоре; узор имеет строго организованную структуру.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru