Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1870-90

Вступление

Эстетическое направление Британии и Америки 1870-80-х годов охвачено культом красоты, это поднимает статус всех произведений искусства. Художники-декораторы пересматривают и комбинируют исторические и культурные ценности, изучают новые и старые производственные процессы в целях создания совершенно нового стиля. Движение началось в Британии в 1850-60-х годах, когда художники Оуэн Джонс (1809-74) и Кристофер Дрессер (1834-1904) систематизировали теории, выходящие за рамки просто декора.

Основная идея их философии заключалась в том, что природа и лучшие декоративные работы различных эпох и культур, которые становились доступнее благодаря коллекциям, публичным выставкам и изучению в школах, должны быть освоены художниками и должны служить моделью для развития современного оформительского искусства. Выходит в свет "Грамматика орнамента" Джонса (1856), иллюстрированная множеством оригинальных орнаментов, включая греческий, египетский, арабский и китайский, а также книга любителя ботаники Дрессера, увлеченного структурой растений, где приводятся примеры растительных форм и орнаментов. Оба верили, что декор должен быть функциональным и воплощаться, как у Дрессера, в откровенно геометрические формы, например, столового серебра, полученного гальваническим способом, а тиснением можно украшать плоские поверхности, такие как ткани и обои. Следует вообще отказаться от иллюзии глубины в пользу двухмерного узора.


увеличить
Форма фаянсовой вазы, ок. 1873, созданной парижским керамистом Джозефом- Теодором Декком, пришла из бронзового китайского образца. Натуралистичный лиственный орнамент ручки и тулова сделан под влиянием японского искусства.

Эстетика дизайна испытывает сильное влияние японской графики (Кристофер Дрессер посетил Японию в 1876-77 гг.). Япония только-только открылась западному миру: японские ткани и художественные изделия, в том числе из бело-синей керамики и бронзы, отделанные cloisionnes, слоновой костью, лаками, были показаны на международных выставках в Лондоне (1862), Париже (1867), на "Выставке столетия" в Филадельфии (1876) и приняты в розничную продажу такими фирмами как Liberty & Co. в Лондоне (основана в 1875 г.). Промышленников и ремесленников поразило высочайшее качество изделий, а художников - японский геометрический и абстрактный узор, что было новым для западного искусства. Западные традиционные дизайнеры оказались в шоке от произвольных композиций и асимметрии. Кларенс Кук в своей книге "Что нам делать с нашими стенами?" (Нью-Йорк, 1880) заявил, что "классические законы симметрии и композиции декоративного искусства скоро не будут считаться абсолютными нормами". Японские и китайские формы, по мнению Э.В. Годвина (1833-86), приняли западный вид, что просматривается в элементах архитектуры Японии, и создали англо-японскую мебель. Восточные формы были приспособлены для керамики, например прямостенная посуда или формы, пришедшие из художественных металлических изделий Китая.


увеличить
"Комната моей жены", британский художник Уолтер Крепн, фронтиспис популярного в Америке пособия по декорированию мебели Кларенса Кука "Красота домашнего очага " (1878). Присутствие такого количества эстетических тем в гравюрах на дереве - отделка платья, бело-синий восточный фарфор, японские веера на камине, эбонитовый декор мебели, тисненый узор на обоях, выставленная на полках керамическая посуда, переживший 18-й век чайник на столе — создает полную картину эстетического направления того времени.

Наоборот, западные формы приняли более восточный вид, к ним обычно добавлялись японские мотивы. Мотивы Востока использовались почти во всех серебряных и металлических изделиях Tiffany & Co. Влияние Японии сильно ощущается в Европе, особенно во Франции, где "японизм" процветал в керамике, стекле, художественном металле. Horror vacui (боязнь пустоты), характерная для декора конца 19-го в., смягчалась пробелами, которые противопоставлялись асимметрично аранжированным мотивам, хотя вкус чаще всего склонялся в сторону пышного декора, навеянного Востоком. Он обычно включал цветные узоры и мотивы животных (лягушек, летучих мышей), птиц (журавлей, аистов), насекомых (бабочек, стрекоз), растений (бамбука, веток сосны, цветущей вишни, хризантем), предметов (вееров и круглых гребней, называемых mon). Среди мотивов были также лилии, просо, палитра художника, мольберты, павлины и перья павлинов, наконец, подсолнухи, венчающие Эстетическое направление.


увеличить
Геометрический, с гальваническим серебром и эбеновым деревом чайник, сделанный по рисунку Кристофера Дрессера компанией James Dixon & Sons, ок. 1879. Выс. 17 см.

Контингент сторонников Эстетического направления пополняется на всемирных выставках, организованных между 1871 и 1878 г. в Лондоне, Вене, Филадельфии и Париже. Кроме того, работают мебельные салоны Cottier & Co. в Лондоне и Morris & Co. в Нью-Йорке. Способствует популяризации и серия пособий по декорированию дома, полюбившаяся читателям. Речь идет о таких книгах, как "Рекомендации по благоустройству дома со вкусом" (Лондон, 1868, Бостон, 1872) британского писателя Чарльза Истлейка (1836-1906), которая помогала потребителям при украшении интерьера проявлять собственные идеи. Истлейк наряду с другими сделал вклад в пропаганду принципов реформированного дизайна. Пьюджин, Стрит, Шо и Седдон (с.254) рассуждают о сочетании материалов и структуры. Брюс Толберт (1938-81) в книге "Готические формы применительно к мебели" (Бирмингем, 1867, Бостон, 1873) иллюстрирует процесс изготовления мебели рисунками, навеянными 17-м в., точнее, эпохой короля Якова, т. е. с использованием прямого дерева и ясной конструкции, с инкрустацией, рельефом или резьбой, что могло быть взято на вооружение мебельщиками Британии и Америки. Эта мебель, или, как ее называли в Америка, Истлейковская мебель, включает секретеры с множеством полочек для выставления произведений искусства, мебель отделывают эбеновым деревом. В 1870-х гг. готический декор и декор эпохи Якова постепенно вытесняется стилем времен английской королевы Анны и его американским аналогом, известным как Колониальное Возрождение, где преобладает декор, обусловленный английскими прототипами 18-го столетия.


увеличить
Резной полированный секретер, отделанный эбеновым деревом и позолотой со вставками из японского папье-маше, покрытого лаком. Изготовлено Брюсом Толбертом для компании March & Jones Лидса. Выс. 2,30 м.

Беспрецедентное городское строительство, рост механизированного производства на всех уровнях и повышение платежеспособности вызвали большой спрос на предметы искусства. Даже промышленники, традиционно не связанные с передовым дизайном, нанимают дизайнеров или открывают отделы для производства декорированной мебели, керамики и изделий из металла. Новые или возрожденные технологии применяются во всех сферах, включая производство художественного стекла и гончарных изделий, они конкурируют с восточной техникой декорирования металлических изделий cloisonne. В моду вошли новые материалы: чугун и ротанговая пальма активно используются в производстве мебели, для интерьеров в невиданных ранее масштабах изготавливается цветное стекло и керамические плитки.

Американец Кларенс Кук (1828-1900) в замечательном учебнике "Красота домашнего очага" (1878) говорит о важности правильного выбора декора из разных периодов времени и гармоничном сочетании элементов декора для создания цельного красивого интерьера. Стилистическое единство имеет громадное значение, и многие известные художники-декораторы работали в различных областях декоративно-прикладного искусства. Среди них - Уолтер Крейн (1845-1915), который создавал декор для мебели, керамики, стекла, металла, тканей, обоев и книг. В художественной керамике и металле доминирует откровенно эклектический подход к дизайну, в нем звучат, казалось бы, несовместимые темы, например, ваза, имеющая персидскую форму, могла быть декорирована на японский, египетский или ренессансный манер. Цельность тем не менее достигалась, поскольку сенсорная оценка свойств материала вдохновляет на создание новых комбинаций в росписи панно, выделке кожи, рисунке изразца. И вот уже плитка cloisonne вписывается в мебель и в футляр для часов. Узор для ткани и обоев изготовляется преимущественно тиснением, используются самые разные мотивы.


увеличить
В роскошном секретере Хертера Бразерса скомбинированы французские и японские формы, Нью-Йорк, ок. 1875. Золоченое вишневое дерево с эбеновой отделкой, применена техника маркетри из разных, пород дерева и папье-маше. Выс. 1,52м.

Предпочтение отдается нежным зеленым и золотым красителям, после двойной или тройной обработки, что позволяет добиться эффекта роскоши. Заимствованные у природы лепестки, завитки, закругления для узора обоев и тканей стали прототипом французского Арт Нуво. Прошло время, и как реакция на эстетическую вычурность интерьера нового искусства возник так называемый ранний Модернизм с его простотой и минимализмом.

В пору Эстетического направления законы рыночной экономики уже диктовали условия создания и распространения дизайна. Некоторые фирмы, в частности Morris & Co., строят запасники рисунков для цветного стекла, чтобы быть готовым и к новым заказам.

Работы, созданные такими художниками этого направления как Альберт Мур (1841-93), изучаются, копируются и появляются на керамике, стекле и прочих изделиях в Британии и Америке, часто без предварительного уведомления или разрешения. В целях избежания копирования дизайнов, за которые было заплачено, предприниматели стали их регистрировать в Патентном бюро, на изделиях алмазом высекалась регистрационная марка. Престиж промышленных дизайнеров повысил Кристофер Дрессер, чье имя или факсимильная подпись фигурирует на значительном числе сделанных им предметов из металла и керамики.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru