Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА 1880-1920

Вступление

Движение Искусства и Ремесла зародилось в Англии во второй половине 19-го века. Это был бунт против Викторианского стиля, против шаблона и позорного копирования, попытка прорвать узаконенный барьер между художниками, дизайнерами и ремесленниками. Развивалась борьба не только стилей, но и взглядов на труд, искусство и общество. Инициаторами ее стали известные писатели, архитекторы и художники от Томаса Карлиля (1795-1881), А.В. Пьюджина (1812-52) и Джона Раскина (1819-1900) до Уильяма Морриса (1834-96), который и возглавил это движение.

В 1861 году Моррис и его друзья организуют компанию "Моррис, Маршалл, Фолкнер & Ко." с целью проектировать и выпускать вместе с витражами на религиозную тему художественные ремесленные изделия. В ней сотрудничают архитектор Филип Вебб (1831-1915), прерафаэлиты Форд Мэдокс Браун (1821-93), Эдвард Берн-Джонс (1833-98), Данте Габриэль Россетти (1828-82) и сам Моррис. В 1870-х годах торговая компания "Моррис & Со." принимает на работу молодых дизайнеров, в том числе дизайнера по металлу У.Э.С. Бенсона (1854-1924). Уильям Де Морган (1839-1917) делает дизайны изразцов для "Моррис & Со." и для Century Guild, которую в 1882 году с похожими целями основал А. Макмердоу (1861-1942). В небольшую по объему производства гильдию Century, состоящую из мебельщиков, обойщиков и текстильщиков, входили К.Ф.Э. Войси (1857), другие английские художники и ремесленники, авангардист Анри ван де Вельде (1863-1957), который был тесно связан с Арт Нуво.

Личность Морриса, его публикации, лекции и практическая деятельность оказали большое влияние на последующее поколение. В 1884 г. архитекторы, дизайнеры, художники и производители создают Гильдию Ремесленников, которая становится первой межотраслевой организацией. Она сближает процесс создания дизайна и процесс производства. Выставочное общество искусств и ремесел в 1887 г., с легкой руки переплетчика Т.Дж. Кобден-Сэндерсона (1840-1922), получает название "Искусства и Ремесла", это имя унаследовало и само движение.


увеличить
К.Ф.Э. Войси, Британия, дизайн футляра для часов, расписанный маслом, 1895. Войси изобразил зеленый островок и украсил деревья символической надписью. Эти элементы свойственны движению Искусства и Ремесла. Выс. 78,5 см.

Движение Искусства и Ремесла пропагандирует безыскусные формы, удобные для обработки материалы и узоры с мотивом природы. Во главе этого движения встает поколение, рожденное в 1850-60-х гг. Оно одержимо декоративным искусством и процессом его воплощения. Даже когда работы художников замысловато декорированы, они всегда понятны, в них присутствуют местные традиции. Иногда изделия из-за шероховатости и простоты отделки кажутся грубоватыми, однако богатство замысла и творческая индивидуальность оказывают сильное воздействие.

К обычным изделиям домашнего обихода для среднего класса - кухонным принадлежностям, кастрюлям, шторам - отношение было как к предметам, достойным художественной отделки. Приветствуются любительские работы, выполняемые женщинами, поскольку женщина считается основным потребителем и главным оформителем домашнего очага.

Движение Искусства и Ремесла - это протест как против сути существующего в прикладном искусстве порядка, так и его стиля. Это идет от убеждения, что искусство и ремесло могут изменить и исправить жизнь человека. Многие из сторонников движения были социалистами с радикальными взглядами на искусство, труд и общество.


увеличить
Необычайная простота и чистота работ мастеров движения Искусства и Ремесла очень подходит для интерьера жилых помещений. Узорчатые набивные ткани компаний Морриса показаны в сочетании с керамикой Мартина Бразерса и Уильяма де Моргана, а также серебряным подсвечником У.Э.С. Бенсона.

Писатели и ассоциации типографов сыграли важную роль в становлении и популяризации движения. Моррис в 1890 г. совместно с печатником Эмери Уолкером (1851-1933) основал Kelmscott Press. Подобные предприятия образовывались в Британии, Германии и США. Совершенствуется искусство переплета, набора, печатания, и в первой половине 20-го века благодаря, в частности, работе Эдварда Джонстона (1872-1944) происходит прорыв в книжном дизайне.

Художники направления Искусства и Ремесла бунтуют против существующего способа производства. С одной стороны, это реакция на низкое качество Викторианской массовой продукции, с другой - стремление сделать труд более творческим. Дизайнеры Войси и М. Байи Скотт (1865-1945) отдают свои проекты мелким малоизвестным мануфактурам. Машинное производство используется лишь там, где оно необходимо, например, в точной обработке изделий из металла У.Э.С. Бенсона. Так или иначе, ручное производство предпочтительнее и в эстетическом смысле, и в смысле обеспечения работой ремесленников. Гильдии или ремесленные мастерские стимулируют создание Раскином Гильдии св. Георгия. Гильдия кустарей (1888-1908) Ч.Р. Эшби и Объединение крестьян-кустарей (1896-ок. 1931) в Британии, Колония Бердклифф (1902-15) в США - типичные кустарные мастерские, которые способствуют обучению и обеспечивают работой.

Сторонники движения уверены, что традициям можно обучить, изучая исторические и зарубежные стили. Дизайнеры де Морган и Эшби (1863-1942) путем проб и ошибок возвращают к жизни забытую технику глянцевания и утраченную технику вощения.


увеличить
Эрнест Бансли, библиотека в поместье Роудматон, Глостершир, 1909-26. Местный дуб и камень словно объединяют пейзаж, дом и мебель. Создана спартанская и умиротворяющая атмосфера. Сад спроектирован так, будто он составляет часть дома. Дается тип ландшафтного дизайна.

Архитектор и дизайнер Эрнест Джимсон (1864-1919) пишет о движении Искусства и Ремесла: "Возвращаясь к прошлому, я никогда не ощущал себя оторванным от времени, точнее говоря, мы жили полной жизнью в прошлом, будущем и настоящем". Как для Морриса, так и для других средневековье с его богатой повествовательной традицией является важным источником творчества. Дизайнеры в своих работах используют образцы японского искусства, Эстетического направления, европейского Ренессанса, Индии и Ближнего Востока.

Во многих декорах, кроме исламских мотивов, используются мотивы растений. Моррис и Джон Седдинг (1838-91), чья архитектурная мастерская готовила фоны некоторым лидирующим дизайнерам, в том числе Джимсону и Генри Уилсону (1864-1934), подчеркивали, что мотив природы имеет большое значение для того, чтобы художественная ценность изделия не устаревала. Натуралистичные ритмы узоров растений и цветов придают декору чистоту.

Художники движения Искусства и Ремесла остро реагируют на нарушение природной формы, пришедшее в Европу с Арт Нуво. Тем не менее символизм играет большую роль в обоих направлениях. Мотивы сердца и парусника постоянно присутствуют в творчестве художников общества Искусства и Ремесла.

Движение Искусства и Ремесла, возникшее в Англии, к 1890 годам охватило Северную Америку. Сразу после окончания Гражданской войны началась промышленная экспансия, централизация и урбанизация, индустриальные общества возникают во многих частях США.


увеличить
Ящик для цветов, изготовленный Compton Pottery, 1910. Проект Ассоциации Home Arts and Industries, Мэри Сетон Уотте (1849-1938) давала уроки местному населению Комптона, близ Гилдфорда, Суррей. Школа при посредничестве Либерти, Лондон, делала садовые вазоны из серой и красной терракоты, декорированные кельтскими мотивами. Шир. 51 см.

Между 1860 и 1900 годами число фабрик утроилось, для кустарей движение Искусства и Ремесла становится альтернативой урбанизации и потери индивидуальности. Регионы распространения художественного промысла: по побережью - от Бостона к югу до Филадельфии, в центральной части - вокруг Чикаго, на юге - Калифорния. Дизайнеры-кустари открывают в этих местах студии и полупромышленные мастерские.

Движение Искусства и Ремесла в Британии, США и континентальной Европе использует дизайн для улучшения условий работы на фабриках. В некоторых местах оживают сельские и народные художественные промыслы. Возрождение народных традиций сближает движение Искусства и Ремесла с движением за национальное освобождение в Норвегии, Финляндии, Ирландии и Венгрии.

Движение Искусства и Ремесла внесло большой вклад в дизайн многих стран мира. Художественные школы и технические колледжи, в частности Центральная школа искусств и ремесел в Лондоне, сыграли важную роль в укреплении этого направления.

Движение последовательно влияет на преподавание искусства, ремесла и дизайна в Британии, США и лишь к 1950-м гг. в Германии. Его идеи пережили Арт Нуво, Баухауз, Модернизм и Современность, многие мебельщики по сию пору работают, сверяясь с дизайнами Байи Скотта, Джимсона и Войси.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru