Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

АРТ НУВО 1890-1914

Вступление

Стиль Арт Нуво появился в начале 1890-х годов и быстро распространился в Европе и Америке. Он достиг своей кульминации на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а затем пришел в упадок в первые годы нового века и полностью исчерпал себя с началом Первой мировой войны. Данный стиль возник под влиянием многочисленных художественных направлений, производителей, общественных учреждений, издательств, отдельных художников, антрепренеров и покровителей искусства. Этот стиль охватил архитектуру, декоративное искусство, графику, живопись, скульптуру и имел различные стилистические особенности, которые менялись в зависимости от сферы применения.

Для стиля Арт Нуво характерны волнообразные, асимметричные закругленные линии, также он определяется использованием натуральных форм и возведением в произведения искусства прикладного декоративного убранства; геометрических, абстрактных или линейных форм; использованием определенных исторических источников и Символизма.

В наибольшей степени Арт Нуво проявляется в поисках современного национального стиля в периоды роста националистических тенденций. По существу, главная особенность этого стиля - применение усовершенствованных декоративных средств. Это направление в искусстве известно в разных странах под названиями: стиль модерн, Le Style Guimard, Le Style Metro, Style 1900, Jugendstil, Stile Floreale, Stile Liberty, Sezessionstil, Modernisme Nieuwe Kunst и Tiffany Stile. Однако его чаще всего называют Арт Нуво после создания Зигфридом Бингом (1838-1905) галереи de L`Art Nouveau ("Дом нового искусства") с магазинами и художественными мастерскими в Париже в декабре 1895 года. Первые произведения Арт Нуво появились в 1893 году при оформлении особняка Тасселя в Брюсселе Виктором Орта (1861-1947). Это было первое архитектурное сооружение, выполненное в стиле Арт Нуво, а вслед за ним последовали декорации Обри Бердсли (1872-1898) к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". В обеих работах художники акцентируют внимание на волнообразных линиях.


увеличить
Статуэтка с изображением Венеры и Адониса в стиле Рококо создана в середине 18 в, Венсеннес, Франция. Закругленные линии, асимметрия и чувственность Рококо стали источником вдохновения для дизайнеров Арт Нуво, в особенности во Франции. Выс. 30 см.

Возникновение Арт Нуво было сложным явлением, которое объединило самые разнообразные факторы во всех странах, где оно развивалось. Стремление разорвать связь с художественными стилями прошлого и создать единый стиль современного искусства, который был бы доступен для всех - главная забота дизайнеров разных стран. Многие дизайнеры посвятили себя возрождению ремесел и занимались разработкой моделей, частично заимствованных из философского направления Искусства и Ремесла. Другие занялись машинным производством, понимая, что широкие массы должны быть обеспечены высококачественными изделиями, которые отвечали бы потребностям покупателей зажиточного среднего класса.

Разработка нового стиля дизайна, который подходил бы для промышленного производства, стала целью для многих мастеров. Это четко отделило Арт Нуво от его предшественника - направления Искусства и Ремесла.

Вдохновением для нового стиля служили различные источники, и в большинстве своем объекты Арт Нуво в высшей степени эклектичны. Стремление к созданию современного национального дизайна означало, что в рамках национального контекста определенным историческим источникам придавалось конкретное значение. Например, во Франции использование асимметричных и витиеватых форм и чувственных образов стиля Рококо одновременно служило связующим звеном Арт Нуво с периодом расцвета мастерства ремесел и декадентской экстравагантности. Во многих странах считалось, что народное искусство и культура заключают в себе строгие и подлинные ценности, которые могут стать основой для современного стиля. Английское движение Искусства и Ремесла уже показало пример пересмотра взглядов на народную культуру. Приверженность Моррисьяна вела к образованию не иерархического союза искусств, а к созданию совершенного художественного интерьера, или Gesamtkunstwerk, и это стало руководящим принципом Арт Нуво. Однако влияние английского дизайна было выше заботы Джона Раскина и Уильяма Морриса примирить искусство и общество. Декаденты из Эстетического движения с преобладанием в нем "искусства ради искусства" также оказывали значительное влияние, и это в сочетании с французским Символизмом придало стилю глубоко антиматериалистический и метафизический характер. Как писал Октав Узанн в журнале "Студия" в 1897 году, "новое искусство стремилось отобразить вечные страдания тела, измученного душой".


увеличить
Бельгийский архитектор Виктор Орта спроектировал особняк Тасселя в Брюсселе в 1893 г. Это один из наиболее значительных и совершенных образцов Арт Нуво в архитектуре. Органичные волнообразные формы декоративного оформления — характерные особенности данного стиля.

Другим важным источником явилось искусство стран других материков, в особенности искусство Японии, Северной Африки, Ближнего Востока. Искусство этих стран представляло новое оригинальное эстетическое видение, которое было способно воскресить угасающие западные традиции. Особенно впечатляли японские гравюры на дереве и их плоскостное изображение с четкими характерными очертаниями, энергичными линиями, ассимметричной планировкой, отсутствием перспективы, и упрощение форм стало еще одной характерной чертой нового стиля. Геометрическая простота японских архитектурных форм оказала значительное влияние на развитие нового стиля в Глазго и Вене.

Колониальное предпринимательство способствует развитию стиля. В Бельгии привозные изделия из Бельгийского Конго привели к использованию слоновой кости в декоративном искусстве. Экзотические породы деревьев из различных колоний стали определять стиль Арт Нуво. Индонезийские ремесла и художественные приемы имели особо важное значение для развития нового стиля в Голландии.


увеличить
Книга Эжена Грассе "Растения и их использование в орнаментах", 1897, доказала возможность стилистического изображения растений и цветов в декоре.

Несомненно, природа была единственным, наиболее важным источником, определяющим формы и тематику искусства Арт Нуво. Мотивы природы используются различными способами. Растения и цветы изображаются в стилизованной форме и часто складываются в узоры, которые затем применяются во всех видах искусства. Стилизация стала доминирующим эстетическим методом Арт Нуво, как это было в дизайне Искусств и Ремесел. Природные мотивы также используются непосредственно в создании реалистичной формы или образа предмета. Реалистичные животные, насекомые и рептилии присутствуют в этих работах и часто несут особое, символическое значение. Быть может, наиболее важным методом использования природы в искусстве была эволюционная модель. Следуя теориям Дарвина, многие дизайнеры считали природу подходящей моделью для дизайна. Естественные и на редкость органичные извилистые линии создают впечатление вечно изменчивой природы. Произведения немецкого биолога-эволюциониста Эрнста Гекке-ля сыграли важную роль в принятии данного подхода.

С таким подходом к природе часто сочетаются метаморфозы. Многие объекты Арт Нуво и объединяют человеческие формы с миром природы. Согласно эволюционной теории, человек - это его часть.


увеличить
Четкий линейный дизайн и отсутствие перспективы в японских гравюрах на дереве, как, например, в этой гравюре Утагава Кунисада, ок. 1847, особенно повлияли на развитие Арт Нуво.

Арт Нуво быстро распространяется в странах Европы и в Соединенных Штатах несколькими путями. Важное значение имеют периодические издания и резкое увеличение количества новых журналов в этот период. Наиболее известными журналами, посвященными декоративному искусству, были "Студия", французские журналы "Искусство модерна", "Искусство и декорации", "Декоративное искусство" немецкие журналы "Югенд", "Декоративное искусство" и "Вер Сакрум".

Открытие магазинов, таких как "Либерти" в Лондоне, "Современный дом" и Еалерея "Л`арт Нуво" в Париже, активно способствует популярности стиля Арт Нуво. Луи Комфорт Тиффани продает свои произведения в Париже через Бинга. Обосновавшиеся в Нанси дизайнеры Эмиль Галле и Луи Мажорель открывают магазины во многих больших городах, включая Лондон.


увеличить
Книга "Kunstform der Natur", 1898, Эрнста Геккеля, в которой автор подробно отобразил строение растений и построение жизни, стала важным источником форм для дизайнеров Арт Нуво, в особенности в Германии.

Благодаря международным выставкам огромное количество людей знакомится с Арт Нуво. Всемирную выставку в Париже в 1900 г. посетило более 51 миллиона человек. Другие международные выставки с большим количеством представленных на них произведений Арт Нуво проходили в Чикаго (1893), Турине (1902), Сен-Луи (1904) и Милане (1906). Появляются международные выставочные организации, группы и салоны, которые много делают для популяризации этого стиля.

Музеи также сыграли свою роль, начав коллекционировать и выставлять произведения в стиле Арт Нуво. Значительные коллекции собраны в Гамбурге, Будапеште, Копенгагене, Трондгейме, Осло, Париже и Лондоне. Они обратили внимание широкой публики на Арт Нуво и позволили дизайнерам изучать находки своих коллег из других стран.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru