Дизайн интерьера

История дизайна

История дизайна » Барокко


СТЕКЛО

Венеция и венецианская мода

В 17-м веке стекло становится общедоступным. Прозрачное стекло, использующее более дешевые материалы и простые формы, производится еще в больших количествах.
При этом богатых покупателей интересуют предметы оригинальных форм со сложнейшими украшениями. Венецианское стекло успешно имитируется почти во всей Северной и Центральной Европе.
В Нидерландах высокие бокалы со сложными ножками в форме морских змей отвечали барочным запросам показной роскоши. Их использовали для специальных случаев, поэтому их сохранилось совсем немного. Подобные предметы делают в Германии и Богемии.
Венецианское стекло успешно имитируется во многих северных странах, а производство Мурано отличают еще более усложненные формы и специальные эффекты. Например, традиционному халцедоновому стеклу (calcedonio) придавался эффект золотистых авантюриновых блесток, получаемых добавлением медного порошка.
На флорентийской стеклянной мануфактуре, принадлежащей семье Медичи, где работали исключительно венецианцы, придворные мастера создают фантастические бокалы и предметы для украшения центра стола во время роскошных приемов.
1700 г. стал "лебединой" песней венецианского стекла, когда мода на сверхтонкое стекло элегантных и усложненных форм уступает во всей Европе более солидному стилю. В этот период стеклодувы Мурано создают свои самые сложные произведения.
Парадные бокалы сочетают дутое филигранное стекло с сеткой (reticello) сложнейшего узора, изобилующего деталями из плавленого стекла, зачастую целых букетов цветов.
Датский король Фредерик IV, посетивший в 1708-09 годах. Венецию, получает в дар огромное количество подобного стекла. Большую часть этих предметов можно видеть в специальной комнате в замке Розенборга в Копенгагене.

Венеция и венецианская мода
увеличить
Три змеевидных бокала бесцветного стекла со вставками нитей цветного стекла. Германия или Нидерланды, 17 век. Выс. 35,5 см.

Венеция и венецианская мода
увеличить
Кубок бесцветного стекла с гравировкой кругом, Южные Нидерланды или Богемия, 1680. Выс. 44,3 см.

Гравировка по стеклу, осуществляемая при помощи быстро вращающихся медных кругов, на которые наносился абразив, впервые использована при императорском дворе в Праге. Каспар Леманн (1565-1622), работавший там как гравировщик гемм и хрусталя, считается, первым использовавшим эту технику на стекле приблизительно в 1600 г. Декор вырезается на стекле, создавая матовое негативное изображение на фоне неукрашенных частей поверхности.

Ученик Леманна, Георг Шванхардт, перенес круговую гравировку в Нюрнберг; там эта техника процветает в течение всего 17-го века. Высокие бокалы с крышками в венецианском стиле украшаются детальными пейзажами и морскими видами, порой с аллегорическими сценами. Полностью всеми возможностями этой техники овладевают к концу столетия, когда создают новый состав стекла, позволяющий более плотную выдувку и соответственно создание более глубокого трехмерного декора.

В Потсдаме, около Берлина, под протекцией электора Бранденбурга с 1674 г. работает стекольная мануфактура. Здесь знаменитый стекольщик Иоганн Кункель проводит свои опыты. Он получает темное рубиновое стекло, добавляя в исходный материал золотой порошок. Электор поручает гравировку знаменитейшим мастерам того времени - Мартину Винтеру (ум. 1702) и Готтфриду Шпиллеру (1663-1728). Они гравируют на массивных кубках с крышками и высоких чашах глубокого рельефа путти и виноградные гроздья.

В конце последней четверти 17-го века под покровительством дворов в Касселе (Гессен) и в Силезии появляются другие центры гравировки стекла. Брат Мартина Винтера, Фридрих, имеет стеклорезное производство в Хермсдорфе, круги приводятся в движение водой (Силезия), там он создает ряд прекрасных образцов барочного стекла. Оно выдувается очень толстым, вся поверхность покрывается резьбой, основной рисунок выше глубокого резного фона. Тип резьбы, известный как Hochshnitt, обращается к пышному асимметричному цветочному декору. Вскоре рисунок упрощается, но асимметрия и глубокая гравировка распространены в Силезии до 1750 г.

Венеция и венецианская мода
увеличить
1 Герман Щвингер, кубок с крышкой бесцветного стекла с гравировкой кругом, Нюрнберг, 1660-70. Выс. 31,8см.
2 Фридриг Винтер, кубок бесцветного стекла с крышкой с гравировкой кругом; изображен герб Шавготшей, Петерсдорф, Силезия, 1700. Выс. 38 см.


Венеция и венецианская мода
увеличить
Чайник рубинового стекла с гравировкой кругом, в серебряном обрамлении, Южная Германия, 1700. В то время было произведено небольшое количество таких чайников, они были, вероятно, непрактичны. Выс. 21 см.

Продолжение. Свинцовое стекло в Британии

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru