Дизайн интерьера

История дизайна

История дизайна » Ренессанс


Ренессанс


Мебель европейского двора

По приглашению Франциска I итальянские художники работали в Фонтенбло, возможно, по этой причине французские мебельщики так умело подражали итальянцам. Некоторые типы мебели более раннего периода еще находились в пользовании, например dressoir (сервант) и armoire (шкаф). В самых ранних сохраняется прежняя форма, но декор меняется со средневекового мотива - с вертикально вытянутыми панелями - на новый, ренессансный. Появляются медальоны с классическими портретами и канделябры. Приблизительно после 1550 года формы видоизменяются, в декор включаются новые античные мотивы и скульптурные композиции. Во Франции бюро приобретает совершенно индивидуальный стиль. Поскольку оно было переносное, его устанавливали на низкий двухдверный шкаф. Двойной шкаф - один из типичных примеров французской мебели. Рисунки Жака Андруе Дюсерсо (1515-84) предлагают множество вариантов бюро и шкафов из ореха с мраморными прямоугольными вставками.


увеличить
1 Большой стол из ореха; Франция, вторая половина 16-го века; в дизайне боковин использован мотив Римских жертвенников, центральная перекладина украшена балюстрадами, заимствованными из архитектуры. Выс. 83 см.
2 Кухонный шкаф из резного дуба, 1500-25, готическая форма отделана гротескным орнаментом раннего итальянского Ренессанса. Выс. 1,42 м.

Испания не переняла итальянскую традицию, там работают арабские и мавританские ремесленники и, естественно, используют арабески и мавританские узоры. Оба типа мебельного декора опираются на классическую антику, но развиваются в традициях замысловатого линейного рисунка: мелкие кусочки слоновой кости инкрустируются в мощную основу.

Типичный испанский стул во второй половине 16-го века обретает форму стандартного кресла, распространенного по всей Европе. Прежде это была простая деревянная конструкция с кожаной полоской на спинке и сиденье, со временем обивка стала мягкой, а затем перешла и на подлокотники. Другим типично испанским предметом мебели была papeleira (бюро), к 19-му веку получившая название vargueno.


увеличить
3 Armoire (шкаф), приписывается мастеру Гюгу Самбену, Дижон (Бургундия), 1549-ок. 1580. В книге "Oeuvre de la diversite des termes" (1572) Самбен называет термы, которыми украшен шкаф, "французским ордером ", утверждая, что это стало новшеством в классическом дизайне. Выс. 2 м.
4 Проект meuble a deux corps (двойного шкафа); автор Жак Андруе Дюсерсо, Париж, ок. 1580.

В Северной Европе крупным художественным центром был Антверпен. Художник Ханс Вредеман де Вриес (1526-1604) комбинирует французские и итальянские мотивы с геометрическим узором, составленным из восьмиугольников, квадратов и прямоугольников. Шкафы и сундуки украшаются фигурными термами, столы отличаются толстыми выпуклыми ножками. Для фламандцев характерно инкрустирован ие дуба кусочками привозного эбенового дерева, свидетельство того, что Антверпен был важным торговым городом.


увеличить
Переносное бюро с мавританским узором; мастер Лукас Орнебольте составил мозаику из слоновой кости и ореха, 1525-27. Откидывающаяся передняя доска служила в качестве письменного стола. Выс. 1,52м.

Художники Германии, часто посещавшие Италию, среди первых осваивают идеи Ренессанса и применяют их в производстве мебели. К середине 16-го века они уже используют классические мотивы и объемное скульптурное изображение. Краснодеревщики Аугсбурга декорируют бюро инкрустацией, нередко сажают их на двухдверные шкафчики и украшают сюжетом погребения в технике маркетри или набором в один слой. Надо отметить, что Германия внесла большой вклад в развитие искусства маркетри.

Основными предметами германской мебели были шкафы и сундуки. Позднее эти предметы мебели декорируются архитектурным узором с волютами, шипами и переплетающимся орнаментом в маньеристском духе, скопированным из книг с образцами. Эти формы продолжают существовать и в следующем столетии; они не меняются из-за консерватизма и бедности профессиональных гильдий.


увеличить
Двухьярусный шкаф, типичный для Северной Европы предмет мебели. Данный фламандский экземпляр выполнен из дуба, ок. 1500-50; для украшения использованы стилизованные элементы мотива канделябра, вазы с цветами и рагегае (медальоны и розетки). Выс. 1,19 м.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru