История дизайна
История дизайна » Ренессанс
Ренессанс
Мебель европейского двора
По приглашению Франциска I итальянские художники работали в Фонтенбло, возможно, по этой причине французские мебельщики так умело подражали итальянцам. Некоторые типы мебели более раннего периода еще находились в пользовании, например dressoir (сервант) и armoire (шкаф). В самых ранних сохраняется прежняя форма, но декор меняется со средневекового мотива - с вертикально вытянутыми панелями - на новый, ренессансный. Появляются медальоны с классическими портретами и канделябры. Приблизительно после 1550 года формы видоизменяются, в декор включаются новые античные мотивы и скульптурные композиции. Во Франции бюро приобретает совершенно индивидуальный стиль. Поскольку оно было переносное, его устанавливали на низкий двухдверный шкаф. Двойной шкаф - один из типичных примеров французской мебели. Рисунки Жака Андруе Дюсерсо (1515-84) предлагают множество вариантов бюро и шкафов из ореха с мраморными прямоугольными вставками.
2 Кухонный шкаф из резного дуба, 1500-25, готическая форма отделана гротескным орнаментом раннего итальянского Ренессанса. Выс. 1,42 м.
Испания не переняла итальянскую традицию, там работают арабские и мавританские ремесленники и, естественно, используют арабески и мавританские узоры. Оба типа мебельного декора опираются на классическую антику, но развиваются в традициях замысловатого линейного рисунка: мелкие кусочки слоновой кости инкрустируются в мощную основу.
Типичный испанский стул во второй половине 16-го века обретает форму стандартного кресла, распространенного по всей Европе. Прежде это была простая деревянная конструкция с кожаной полоской на спинке и сиденье, со временем обивка стала мягкой, а затем перешла и на подлокотники. Другим типично испанским предметом мебели была papeleira (бюро), к 19-му веку получившая название vargueno.
4 Проект meuble a deux corps (двойного шкафа); автор Жак Андруе Дюсерсо, Париж, ок. 1580.
В Северной Европе крупным художественным центром был Антверпен. Художник Ханс Вредеман де Вриес (1526-1604) комбинирует французские и итальянские мотивы с геометрическим узором, составленным из восьмиугольников, квадратов и прямоугольников. Шкафы и сундуки украшаются фигурными термами, столы отличаются толстыми выпуклыми ножками. Для фламандцев характерно инкрустирован ие дуба кусочками привозного эбенового дерева, свидетельство того, что Антверпен был важным торговым городом.
Художники Германии, часто посещавшие Италию, среди первых осваивают идеи Ренессанса и применяют их в производстве мебели. К середине 16-го века они уже используют классические мотивы и объемное скульптурное изображение. Краснодеревщики Аугсбурга декорируют бюро инкрустацией, нередко сажают их на двухдверные шкафчики и украшают сюжетом погребения в технике маркетри или набором в один слой. Надо отметить, что Германия внесла большой вклад в развитие искусства маркетри.
Основными предметами германской мебели были шкафы и сундуки. Позднее эти предметы мебели декорируются архитектурным узором с волютами, шипами и переплетающимся орнаментом в маньеристском духе, скопированным из книг с образцами. Эти формы продолжают существовать и в следующем столетии; они не меняются из-за консерватизма и бедности профессиональных гильдий.