История дизайна
История дизайна » Ренессанс
Ренессанс
Керамика 3
В 16-м столетии итальянские гончары, работая во Франции, Испании и Нидерландах, вводят технику майолики и способствуют установлению новой для гончарного дела традиции. Декор произведенных там изделий зачастую трудно отличить от итальянского. Типичные ренессансные мотивы включали лица в профиль, библейские и мифлогические сюжеты, трактованные в манере istoriato. Постепенно в каждой стране вырабатывается свой стиль, о чем будет сказано в следующей главе.
Больше всего выделяются работы французского мастера Бернара Палисси (1510-90), который изобрел прозрачные полихромные глазури. Он изготавливал демонстрационные блюда с рельефной лепкой мифологических фигур, скопированных из печатных изданий, предметы из рустованной терракоты, миски и тарелки с вылепленными лягушками, ящерицами, ракообразными, раковинами, скалами в окружении водной среды. Последние элементы все еще можно увидеть от Италии до Франции в изделиях из металла, они представляют большой интерес для украшения парковых гротов. Стиль Палисси пережил 17-й век и вновь вошел в моду в 19-м.
2 Блюдо, 1582, напоминает "исторические " изделия, выпускаемые в Урбино, однако иллюстрация к библейскому сюжету об Аароне, простирающем жезл над змием, была издана в Лионе. Диам. 41,5 см.
3 Формованное глиняное блюдо, ок. 1580-1620, создано Бернаром Палисси или его последователем. Фигура, помещенная в овал, символизирует плодородие, что было типично для декоративного стиля французского двора, в частности дворца Фонтенбло. Длина 53 см.
4 Для Бернара Палисси характерны изделия с натуралистическими мотивами, 1556-90; овальное блюдо с преобладанием зеленой, желтой и коричневой глазури и лепными фигурами. Длина 53 см.
Орнаменты, присущие Ренессансу, с закрученными ленточками, переплетающимися узорами и арабесками, которые копировались с гравюр и изделий из металла, встречаются в керамике нежно-кремового цвета с лепным, штампованным или инкрустированным декором. Эти изделия, известные как Saint-Porchaire, производились во Франции примерно в 1525-70 годах. Тонкой работы кувшины, подсвечники, солонки отражают вкус французского двора.
Иной тип техники в гончарном искусстве 16-го века представляет германская солевая глазурь. После высокотемпературного обжига стеклообразные изделия становятся водонепроницаемыми и могут служить посудой для вина и напитков. Кувшины из кельнской керамики выделяются чистой золотисто-коричневой глазурью и выпуклыми боками с лепными маскаронами, называемыми Bartmannkrug. В некоторых местах производят бледно-серые изделия, частично облитые синей глазурью с кобальтом. Декор с переплетающимся орнаментом, геральдическим мотивом и профилями вырезался или лепился. Тип декора сохраняется и в 17-м веке.