История дизайна
История дизайна » Ренессанс
Ренессанс
Изделия из серебра и металла
Архитектурная основа
В средневековой Европе не существовало различий между художниками и ремесленниками. Художниками называли тех, кто занимался искусством или ремеслом; искусство ювелиров считалось королем ремесел. Материалы, с которыми они работали - золото и серебро, ценились очень высоко, изделия, созданные ими, имели не только утилитарное значение, они свидетельствовали о статусе их владельцев или заказчиков, каковыми чаще всего были представители знати и Церковь.
Такое положение вещей не претерпело изменений и в ранний период Ренессанса. Герцоги и прелаты продолжают делать дорогие заказы; многие ведущие художники и скульпторы, такие как Лоренцо Гиберти (1378-1455), Андреа дель Верроккио (ок. 1435-88) и Антонио Поллайоло (ок. 1432-98), изготавливают изысканные золотые украшения. К северу от Альп известнейшие художники - Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн (1497/8-1543), Николас Хиллиард (ок. 1547-1619) - занимаются ювелирным делом. Частично по этой причине, частично потому, что изделия из драгоценных металлов можно переплавлять и переделывать, множество нововведений в декоре осуществлено именно в этом виде декоративного искусства. К ювелирным изделиям, особенно итальянским, 15-го и начала 16-го века, избежавшим переплавки, отношение было пренебрежительное, но дошедшие до нас предметы говорят о ренессансных принципах их изготовления.
2 Антонио Поллайоло создал этот массивный алтарный крест для Флорентийского собора, 1457-59. На декор креста повлияла и Готика (основание и крест), и Ренессанс (столб). Выс. 2,5м.
3 Знаток Ренессанса Пьеро де Медичи коллекционировал вазы из поделочного камня и заказывал для них оправы. Декор этой оправы сделан в готическом стиле, но в некоторых ее деталях уже виден прогресс. Выс. 42 см.
Архитектура Ренессанса тяготела к рациональным пропорциям, выраженным еще языком древнеримских архитекторов, и к классическому ордеру. Чистые формы древних построек вдохновляют архитекторов Леона Баттиста Альберти (1404-72) и Филиппе Брунеллески (1377-1446), для них декоративное оформление составляет неотъемлемую часть всего классического здания, построенного в строгих, гармоничных пропорциях. Подобный взгляд на классику и пропорции существует и в искусстве изготовления серебряной посуды, но соперничать с классическими формами архитектуры ювелирам Ренессанса мешает тот факт, что в то время древние изделия еще не были обнаружены. В результате образцами для кубков, кувшинов, канделябров и ваз служат декоративные детали архитектурных чертежей. Пропорциональность орнаментальной композиции, горизонтально рассеченной на секторы, заключается в соразмерности частей в отношении целого и друг друга. Классический орнамент был строго организован и ограничивался мотивами каннелюр, завитков, листьев аканта, медальонами. Алтарный крест Поллайоло, созданный для Флорентийского собора в 1457 году, имеет совершенную архитектурную композицию, близкую Готике; художник выстраивает ее вертикально и делает серию строго горизонтальных рядов.
От Готики к Ренессансу: Северная Европа
2 Людвиг Круг был одним из самых видных ювелиров Нюрнберга начала 16-го века и пионером нового стиля. Закрытый кубок еще сохраняет готические детали, но его горизонтальные выступы уже из Ренессанса. Выс. 44 см.
Ганс Гольбейн и английский Ренессанс
2 Один из немногих сохранившихся предметов, декорированных Гольбейном - золотой щит с эмалью и горным хрусталем, украшенный шариками и насыщенным переплетающимся орнаментом с классическими фигурами, мавританским лиственным узором и драгоценными камнями. Выс. 16 см.
Челлини и Романо
2, 3 Образцы ранних рисунков в стиле Маньеризма художника Джулио Романо, сделанных для серебряных дел мастеров. Работал на герцога Мантуи в качестве архитектора, художника и декоратора; делал рисунки для ювелиров и обойщиков. Рисунки подсвечника и солонки, 1525-40, используют мотивы романской архитектуры: лист аканта, маска льва, каннелюры, и представлены в совершенно новом, шутливом духе.
Итальянский Маньеризм
3 Терракотовая модель кувшина для умывания.
Школа Фонтенбло и Италии
2 Сохранилось мало парижского серебра 16-го века; этот затейливый золотой кувшин для умывания, вершина ювелирного мастерства, пережил время. Кувшин декорирован эмалью и ониксом, 1560. Выс. 27 см.
3 Андруэ Дюсерсо был, вероятно, самым известным из французских мастеров 1540-х гг. Рисунок солонки иллюстрирует четкость и ясность его стиля.
Антверпенский маньеризм
2 Серебряная позолоченная закрытая чаша, Антверпен, 1558; орнамент символизирует воду. Решена в ренессансных пропорциях, но символика и орнамент от Маньеризма. Выс. 38,5 см.