Дизайн интерьера

История дизайна

История дизайна » Ренессанс


Ренессанс


Изделия из серебра и металла 2

В Северную Европу Ренессанс приходит позже и претерпевает изменения. Расцвет итальянского стиля, хотя в начале 16 века это был еще гибрид Ренессанса и Готики, производит очень сильное впечатление на художников, посещавших Италию, примером может служить Дюрер. К концу первой четверти столетия художники Нюрнберга, Людвиг Круг и Петер Флотнер, приблизились к формам ренессансного стиля. Здесь приведен пример орнамента готического плана, но он уже обладает некоторыми характеристиками горизонтального построения, в орнаменте наряду с каннелюрами доминируют выпуклые романские розетки, фризы и классические или мифологические аллюзии. Интерес патронов к роскоши классического прошлого и острое желание идентифицировать себя с имперским Римом проявляется в заказах на изготовление роскошной серебряной посуды из серебряных бюстов императоров или старых монет.

Роль богатых патронов в ускорении развития стиля особенно очевидна на примере королей Англии и Франции - Генриха VIII и Франциска I. Стремление занять лидирующее положение, стать самым пышным двором Европы, превзойти в щедрости и величии привело к созданию Поля Золотого Колокола (1520), что дало работу художникам-новаторам, способным работать на престиж короля; и даже стало объектом дипломатического послания через весь континент. Франциск I получил преимущество перед Генрихом, обеспечив себе услуги (или более аккуратно, присутствие) уже немолодого Леонардо да Винчи (1452-1519) и уже позже - скульптора и золотых дел мастера Бенвенуто Челлини (1500-71). И пожалуй, самое главное, король оказал поддержку двум флорентийским художникам - Россо и Приматиччо. К этому мы еще вернемся. С другой стороны, при дворе Генриха VIII работал блестящий немецкий художник Ганс Гольбейн, который в 1520 году приехал в Лондон на некоторое время и остался там до смерти короля в 1547 г.. Его делом было декорировать и, что называется, меблировать королевские залы для приемов. Не сохранилось ничего из золотых и серебряных предметов, сделанных по его рисункам, но сами рисунки пережили время, в частности с изображением золотого кубка, 1536, для бракосочетания Генриха VIII с Жанной Сеймур. По рисункам видно, что в декоре уже господствуют ренессансные пропорции, а орнамент включает новые элементы, например листья, заимствованные из мавританского литья.

Появление этих новых мотивов показывает, что художники Ренессанса прилагают усилия, чтобы расширить диапазон декора. Кувшины, блюда и прочие изделия из металла в больших количествах завозятся в Европу, путь сюда в начале 16-го века лежал через Венецию. Типичным узором декора были густо гравированные абстрактные завитки, которые очень скоро привились и в Северной Европе.


увеличить
1 Кувшин с двумя морскими раковинами - одна из самых блестящих работ Ямницера. Композиция состоит из вызывающих элементов и построена, кажется, вопреки всяким правилам (соотношение орла и улитки).
2 Ганс Пецольд - один из ведущих нюрнбергских мастеров следующего после Ямницера поколения. Кубок, сделанный по заказу нюрнбергской семьи Имхофф; на ножке и верхней части кубка имеется фамильный герб. Выс. 46,5 см.
3 Пецолъд был сторонником возрождения Готики в Нюрнберге, что иллюстрирует кубок в форме виноградной кисти, созданный в начале 17-го века. Выс. 50 см.
4 Этот виртуозно декорированный кубок выполнен Кристофом Риттером; его относят к нюрнбергским шедеврам. Многое из изысканного узора заимствовано у Ямницера. Выс. 25,5 см.

Декоры таких дворцовых предметов, как упомянутый кубок, или сохранившаяся солонка работы Бенвенуто Челини говорят о необычайно тонкой работе золотых дел мастеров. В золотые и серебряные изделия для высоких покровителей часто включают драгоценные или экзотические материалы: горный хрусталь и морские раковины из тропиков.

Для украшения блюд употребляются эмали. Обычно используются простые матовые эмали или niello (смесь серы, серебра, свинца и меди, заполняющая сделанный надрезами рисунок), ими украшали гербы и медальоны; иногда применяются цветные эмалевые пластинки.

В то время, как Гольбейн совершенствует ренес-сансный стиль Северной Европы, художники Италии - Джулио Романо, Энеа Вико и Франческо Сальвиати - создают для ювелиров рисунки, которые отражают новые и совсем иные тенденции - маньеристский стиль. Его отличают две основные черты: изобретальность и виртуозность, что вбирает в себя итальянское слово сНЙтсиИа. На самом деле, достаточно трудно определить этот стиль в простых терминах, некоторые основные характеристики такого декора можно показать на примерах. Это хорошо продемонстрировано на рисунке подсвечника Джулио Романо (с. 32), где используется словарь классического и архитектурного декора для получения неклассического эффекта: путти и львы - классические мотивы, но манеры их изображения - они пытаются убежать из листьев аканта - нет. Рисунок кувшина Энеа Вико перегружен орнаментом, тяжелая крышка находится в дисбалансе с маленькой ножкой и невыдержанными пропорциями ручки; все это выдает черты маньеристского декора, которые особенно проявятся с годами.

Маньеризм мигрировал в Северную Европу быстрее, чем ренессансный стиль. Во многом это обязано проекту Франциска I по росписи Галереи в Фонтенбло и революционному декору Россо и Приматиччо. Стуковые композиции с переплетающимся орнаментом (мотив, напоминающий переплетающиеся ленты, вырезанные из кожи) и вытянутыми фигурами были созданы для того, чтобы обрамлять фрески, но стали доминировать в убранстве галереи. Случилось так, что через несколько лет переплетающийся орнамент стал излюбленным мотивом в декоре Северной Европы.


увеличить
Пропорции шкатулки работы Ямницера, ок. 1570, имеют типично маньеристский характер. Ширина 54 см.

Главная причина быстрого распространения узоров во второй половине 16-го века - рост рынка листов с напечатанным орнаментом; они использовались по всей Европе ведущими золотых дел мастерами. Варианты переплетающегося орнамента, применяющиеся в Европе в середине века, не обязательно были копиями с Галереи Франциска I, это могли быть интерпретации французских художников Рене Буавена и Андруэ Дюсерсо. В середине и конце 16-го века центрами печатной продукции и ювелирных работ стали Антверпен, Аугсбург и Нюрнберг. Опубликованные рисунки таких знаменитых художников и граверов, как Корнелис Флорис, Ганс Вредеман де Вриес и Виргиль Солис (с. 36), очень повлияли на стиль работ ювелиров конца столетия.

Однако в 16-м веке не только печатная графика была источником нововведений. Рисунок составляет важную часть обучения ювелиров (по системе германской гильдии), большинство выдающихся и опытных золотых дел мастеров в течение долгого времени несли ответственность за свои украшения. Слава нюрнбергских ювелиров Венцеля Ямницера и Ганса Пецольда намного пережила самих мастеров. Декоративные вазы Ямницера, подобно Меркель, созданной около 1549 года, по своей экспрессии являются вершиной мастерства и стиля; хотя в целом их пропорции можно оспаривать, но восхищает тонкая обработка деталей, сочетание насыщенного узора с интеллектуальным содержанием.

Среди ювелиров Ренессанса были одновременно и лидеры, и аутсайдеры, на художественной сцене Европы разворачиваются довольно сложные события.

Такие художники, как Поллайоло и Челлини, работают в обстановке полной уверенности, зная, что их ювелирная техника применима не только для золота, серебра но и бронзы. Самой искусной из всех итальянских работ того времени, сделанных в металле, является блестящий, парадный скульптурный щит дамасской стали из мастерских Негроли, Милан. Маньеристский орнамент, распространившийся в Северной Европе, воплощается уже в металле, здесь можно отметить замечательные кувшины и блюда, созданные французским мастером по олову Франсуа Брио и его нюрнбергским последователем Каспаром Энделайном. Тот факт, что эти работы были сделаны из относительно дешевого металла - олова, и в то же время носили столь ценимые индивидуальные черты, оказал влияние на рынок и имел большое социальное значение.

Германский маньеристский декор


увеличить
1 Прекрасно организованная форма и орнамент кубка, 1551, нарисованного Матиасом Зундтом, Нюрнберг, представляет стандарт для ювелиров. Работа Зундта широко распространена и элементы этого декора в кубке.
2 Тыквообразный кубок, 1581, изображенный Бернардом Заном, возрождает средневековую форму в переплетающемся орнаменте.


увеличить
Этот превосходный графин из горного хрусталя и позолоченного серебра, созданный Диболтом Кругом, Страсбург, ок. 1560. Выс. 26 см.

Елизаветинский Маньеризм


увеличить
1 Кубок из горного хрусталя, сделанный в Лондоне, 1568, на крышке клеймо одного из придворных ювелиров; образец книжного узора континентальной Европы второй половины века. Выс. 43 см.
2 Декор блюда (одного из шести в наборе), созданного в 1573 г. в Лондоне, определенно взят с рисунков Адриана Колларта. Диам. 15,5 см.
3 Серебро Елизаветинского периода соответствует европейским стандартам континентальной Европы. Переплетающийся орнамент солонки, 1581, бледное отражение искусного декора того времени. Выс. 27,5 см.
4 Этот тыквообразный кубок имеет исключительно высокое для Елизаветинского серебра качество. Скорее всего он сделан иностранными мастерами, работающими в Лондоне. Его создатель был, возможно, знаком с печатным рисунком Бернарда Зона. Выс. 30 см.

Испания: стиль Эррары


увеличить
Серебряный позолоченный потир — типичный образец стиля, развитого в Испании в начале 17-го века. Стиль, названный по имени архитектора Хуана Эррары, сочетает богатство материала и орнамента со строгостью формы. Выс. 28 см.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru