История дизайна
История дизайна » Рококо
Рококо
КЕРАМИКА
Стиль Рококо присутствует в декоре французского фаянса в 18 в. Ранние изделия продолжают расписывать прямо по необожженной глазури, используя краски, устойчивые к высокой температуре, особенно синий кобальт. Применяют симметричный декор на основе гравюр, но с более легким и изящным оттенком. Все меняется в середине века, когда появляются краски для низких температур, которые наносят на обожженную глазурь, после чего изделие обжигают третий раз в муфельной печи. Эта техника позволяет получать широкий спектр нежных оттенков красок, например, розовую эмаль получали благодаря использованию хлорида золота. Эта более деликатная цветовая гамма сочетается с беспорядочным натуралистичным орнаментом и ярко выраженным предпочтением асимметричных форм, которые в моде того времени и в фарфоре. Вкус к созданию утилитарных предметов, повторяющих форму животных и птиц, отражает интерес к натурализму.В Британии формы и мотивы Рококо, идущие от континентального серебра и фарфора, различимы в гончарных и керамических изделиях, создаваемых в Стаффордшире во второй половине 18 века. Подобные предметы появлялись через 10 лет или позднее, после того как подобные предметы из другого материала выходили из моды.
Использование С- и 5-образных завитков, любовь к асимметрии, интерес к природным формам, которые раньше использовались на английских фарфоровых мануфактурах, отразились в 1750-60 гг. в обновленных красных керамических изделиях и в тонкостенных глазурованных изделиях из керамики. Они стали возможны благодаря экспериментам Джона Дуайта. Об этих экспериментах говорилось в последней главе. Хотя зачастую эти белые изделия были украшены только лепным декором, но иногда их расписывали эмалевыми красками, обращаясь к темам и цветовой гамме европейских и восточных образцов.
Основным материалом английских гончарных изделий второй половины 18 в. была тонкая керамика кремового цвета, о которой мы расскажем подробнее в следующей главе, она продолжала характеризоваться тенденциями Рококо вплоть до конца 1760-х гг.
Продолжающаяся мода на бело-синее
![]() увеличить |
2 Панель, украшенная орнаментом Жана Берена (прибл. 1690-1720), рисунок напоминает гротескный орнамент 16 в.
3 Португальская кафельная панель, 1720-30, использует сине-белые цвета, но размещает среди завитков европейские фигуры.
Перемена вкусов в европейских керамических изделиях
![]() увеличить |
2 Элементы декора часов, Страсбург, 1750-60, включают разорванные изгибы, изогнутые женские бюсты, напоминающие ранние французские украшения мебели, и работы художника Жюста-Ореля Мейсонье. Выс. 1,1 м.
3 Живописная супница с крышкой в форме индюка, Марсель, 1770. Это поздний образец широко распространенного интереса к натуралистичным формам, который проявляется в каждой области декоративного искусства. Выс. 38,5 см.
Английская глиняная посуда
![]() увеличить |
2 Тонкостенный керамический соусник, покрытый глазурью, Стаффордшир, 1755. Закрученные линии, цветы написаны розовыми эмалевыми красками. Дл. 16 см.
3 Керамический, покрытый глазурью чайник для пунша, Стаффордшир, 1755, ручка и носик в форме ветвей яблони и китайские фигурки в интенсивном розовом цвете. Выс. 18,5см.
Появление кремовых гончарных изделий
![]() увеличить |
2 Супница кремового цвета, декор - ракушки, перевязанные лентами ручки, таковы же крышка и поднос, Лидс, 1770. Дл. 42 см.