История дизайна
История дизайна » Рококо
Рококо
СТЕКЛО
Британское стекло
Британия, не доверявшая Франции и католицизму, сначала отвергала стиль Рококо. Кроме того, в Британии стиль Барокко перешел в строгий стиль королевы Анны с 1710-х годов, и протестанты предпочитали простые формы выпуклого стекла богемским украшенным изделиям, считая их слишком напыщенными, женственными. Даже на пике популярности стиля Рококо в Британии, приблизительно в 1755 году, критик Роберт Моррис насмехался над воздушностью его изображений в "Трактате по поводу элегантности свинарников, изумительных курятников и элегантнейших телячьих ясель, созданных на турецкий и персидский манер ".
Еще в начале 1730-х годов некоторые серебряные изделия в Британии украшаются завитками, то есть за десятилетие до самых ранних проявлений этого стиля в стекле. И даже потом совсем понемногу появляются прорезные фасетки и эмалевая роспись, граненые и перевитые ножки бокалов, а позднее вновь используются венецианские образцы.
Самыми элегантными образцами декора британского Рококо становятся украшения в технике эмали и золочения. Ведущие британские эмальеры - Уилльям и Мери Бейлби из Ньюкастла, работавшие в период с 1760 по 1778-й год. Они обращаются к голубоватой и бело-молочной палитре, в основном украшая сосуды для питья. Декорируют изделия изображениями геральдических знаков, кораблей, пастухов, руин.
Молочно-белое стекло, будучи типичным для британского Рококо, расписывается полихромными стеклянными эмалями в нескольких центрах, в том числе в Бристоле и Стаффордшире; его широко рекламируют в период между 1743-м и 1767-м гг. Любимые темы - цветы, насекомые из книг узоров, их применяют на вазах.
Самый известный декоратор стекла в Британии - Джеймс Джильс из Лондона (1718-80). Годы его активности приходятся на период с 1755 по 1766, поэтому Джильс применяет стиль Рококо, а позднее неоклассические мотивы, в золоте и полихромией эмали, на всех видах стеклянных изделий. Его темы включают геометрические, мозаичные мотивы, завитки, узоры, экзотические сцены.
![]() увеличить |
Остроконечный сосуд с картушем в стиле Рококо с надписью "Пиво ", с изображением хмеля, ячменя и бабочки, выполненных Бейлби молочно-белой и синей эмалью, ок. 1770. Выс. 28 см.
Крупный бокал с балясовидной ножкой, возможно голландского производства; украшен полихромноп эмалью с геральдикой Вильгельма Оранского, обрамленной украшениями в стиле Рококо; подписан: "Бейлби. Ньюкастл ", ок. 1766. Выс. 36 см.
Молочно-белый британский бокал, сосуд украшен Бейлби гроздьями винограда. Выс. 15,2 см.
![]() увеличить |
Сосуд синего кобальта, ок. 1765, типичный стиль Рококо. Британским мастерам еще надо дойти до резных мотивов, их стиль - огранка прямыми линиями и выпуклыми поверхностями со звездами. Выс. 23,5 см.
![]() увеличить |
Британский подсвечник и чайница молочно-белого стекла, украшенные полихромной эмалью, возможно, на юге Стаффордшира, 1760. Популярность такого стекла падает к 1777 году, возможно, из-за дороговизны, связанной с повышением налогов. Подсвечник: выс. 22,8 см. Чайница: выс. 12,7 см.
![]() увеличить |
Изумрудно-зеленая ваза в форме китайских фарфоровых изделий украшена золочеными фигурами возлюбленных, собирающих сено, Джеймс Джильс, 1760-66. Выс. 40 см.
Вещь переходного периода: сосуд напоминает неоклассическую урну, украшенную золочеными завитками и побегами в стиле Рококо, Джеймс Джильс, 1765-70. Выс. 21,7 см.