История дизайна
История дизайна » Рококо
Рококо
СТЕКЛО
Восточная Европа и Голландия
Стекло оказалось прекрасным материалом для украшения в духе Рококо. Благодаря легкости, прозрачности, элегантности, а зачастую благодаря изображениям из эмали, золота и гравировки, которые как бы рождались из снов. Основные темы - любовные сцены, загородные пейзажи, корабли, руины и экзотика, изображавшая китайские, индийские и турецкие обычаи.
Стеклянные сосуды не могли быть приспособлены к изгибам и завиткам Барокко и Рококо. На самом деле формы стандартных сосудов, бокалов, кубков, бутылей и бокалов с крышкой остаются неизменными на протяжении всего 18-го века. Однако фестончатые "амброзийные" сосуды для засахаренных фруктов, идущие от средневековых хрустальных, становятся архетипом стеклянных сосудов Рококо. Многие типичные приметы Рококо, включая завитки, прорези и решетки заимствуются из книг узоров, наиболее знаменитые - эскизы парижского архитектора Жана Берена. Его работы скопированы и напечатаны в 1759 году в Англии Паулюсом Декером в книгах под названием "Китайская архитектура, гражданская и орнаментальная", "Украшения готической архитектуры". Они стали "библией" для художников стиля Рококо.
Богемия и Силезия, благодаря спонсорству аристократов, становятся в Европе самыми влиятельными и ведущими производителями элегантно украшенных стеклянных изделий.
Вкус аристократов империи Габсбургов способствует постепенному переходу от могущественных барочных сцен к более легким, фривольным, в стиле Рококо. Украшатели богемского стекла, благодаря многовековому опыту, выработали три основные формы украшения в духе Рококо: эмаль, позолота и гравировка (с. ПО). Их работы стали вершиной шедевров мастеров предыдущих веков Берлина, Нюрнберга, Тюрингии и Дрездена.
Украшение богемского стекла в духе Рококо было настолько успешным, что к середине 18-го века во всей Европе становится популярным "богемский" стиль. Производство стекла ряда стран, включая Испанию, Италию, Португалию, Россию, Голландию и Францию становится феодом Богемии, где приезжающие мастера наблюдают за производством и украшением. К 1750 году богемские мастера работают в пятидесяти зарубежных мануфактурах во всей Европе и Северной Америке и господствуют на мировом рынке.
![]() увеличить |
2 Фестончатый сосуд для "амброзии " и засахаренных фруктов, задуманный для питья "нектара богов", стиль Рококо. Силезия, 1750. Гравирован завитками и геральдическими изображениями, обрамленными львами. Выс. 15 см.
![]() увеличить |
![]() увеличить |
![]() увеличить |
Цилиндрический сосуд с пробкой богемского стекла среднего качества, украшен фигурой человека, выгуливающего собаку, в обрамлении деревьев и завитков; выполнен в технике золочения, 1770-80. Выc. 25 см.
Два сосуда в богемском стиле, сделанные и украшенные в Испании приезжим богемским мастером. Цветочное золочение в стиле Рококо, глубокие прорези, как бы "сделанные ногтем ". Слева: выc. 20 см, справа: выc. 23 см.