Цвет в интерьере
Что мы знаем о цвете
Научное изучение цвета как физического явления началось с Исаака Ньютона. Эксперименты со светом, начатые великим английским ученым в 1676 г., привели его к исследованию природы белого цвета. Он пропустил луч дневного света через призму и спроецировал его на нейтральную в цветовом отношении поверхность. Эта проекция представляла собой бесконечную многоцветную полосу, где цвета последовательно сменяли друг друга: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Радуга - вот образец опыта Ньютона, даруемый нам самой природой. Солнечный свет, проходя через дождевые капли, проецирует на небо весь цветовой спектр.Цветовой круг
Чтобы объяснить феномен света, ученые сконструировали цветовой круг, который делит спектр на двенадцать разных цветов. Для этого сначала был создан равносторонний треугольник из трех основных цветов: красного, желтого и синего. Основными они названы потому, что их нельзя образовать путем смешения других цветов. Наряду с черным и белым они являются основой цветовой гаммы.
Основные цвета размещаются в треугольнике следующим образом: в верхнем углу - красный, в правом нижнем - желтый, в левом нижнем - синий. Через вершины этого треугольника описывается окружность, от которой лучами расходятся двенадцать равных секторов. Основные цвета занимают сектора, берущие начало в соответствующих им вершинах треугольника.
Составные цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый - образуются при смешении двух равных частей основных цветов: желтый и красный дают оранжевый; желтый и синий - зеленый; синий и красный - фиолетовый. Эти цвета заполняют сектора между основными.
При смешении равных частей составного и соседнего по кругу основного цвета рождаются новые цвета: желтый и оранжевый дают золотисто-желтый; красный и оранжевый - огненно-оранжевый; желтый и зеленый - лимонно-желтый; синий и зеленый - бирюзовый; синий и фиолетовый - индиго; красный и фиолетовый - малиновый. С помощью цветового круга легче увидеть, как цвета взаимодействуют друг с другом, а значит, понять, какой эффект может получиться при использовании тех или иных цветовых сочетаний.
Теория цвета
Наши глаза воспринимают разные цвета как свет разных длин волн, а мозг прочитывает эти данные и распознает. Выбор красного как цвета опасности не случаен: он передается волной самой высокой частоты и воспринимается быстрее любого другого цвета. В качестве предупреждающего знака он действует мгновенно. Красный приближает, а синий отдаляет. Комната, в которой стены выкрашены в красный цвет, кажется меньше, чем та же комната с синими стенами.
Проделайте простейший опыт. Поставьте красную вазу на стол в комнате, освещенной простой электрической лампочкой с вольфрамовой нитью. Выключите лампу - и ваза уже не красная, она черная, как и все в комнате, погруженной во тьму. Таким образом, цвет любого предмета - это чисто зрительный опыт, а не объективная данность.
Образование цвета связано со способностью любой физической поверхности вбирать в себя или отражать частицы света. Красный потому красный, что он поглощает все прочие цвета спектра и отражает только красный. Осветите его зеленым светом, и он станет черным. Иными словами, цвет - это исключительно результат воздействия света на ту или иную поверхность.
Вы можете задать вопрос: а какое отношение все это имеет к выбору цвета для интерьера? Дело в том, что цвет - это важный инструмент украшения, и чем больше вы о нем знаете, тем больше у вас шансов правильно использовать все его возможности. Знание - сила.
Понятие "оттенок" употребляют при описании других цветов, когда хотят указать, к какому чистому цвету спектра они наиболее близки. Так, в бледно-лиловом цвете имеется фиолетовый оттенок, в оливковом - зеленый, в розовом - красный.
Цвета, располагающиеся напротив друг друга в цветовом круге, называются дополнительными. Это цвета равной интенсивности. При смешении равных пропорций дополнительных цветов получается нейтральный серый цвет. Расположенные рядом, они с наибольшей силой выявляют себя.
Продолжение |