Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

РАННИЙ МОДЕРНИЗМ 1900-30

Вступление

Ранний Модернизм появился одновременно с Арт Нуво во Франции и Югендстилем в Германии. К нему часто относят замечательные произведения с современным внешним видом, которые выпускались в проектных мастерских и на предприятиях, связанных с Венскими мастерскими - Wiener Werkstatte. Эта организация художников и ремесленников по образцу Ремесленной гильдии С.Р. Эшли в Англии была основана в 1903 году предпринимателем Фрицем Верндорфером, архитектором-дизайнером Йозефом Хоффманом (1870-1956) и художником-дизайнером Коломаном (Коло) Мозером (1868-1918). Это направление во многом испытало на себе влияние принципов художественного стиля Искусства и Ремесла.

Стиль Венских мастерских часто считается австрийской версией Арт Нуво, так же как изделия Школы Глазго часто называют Шотландским Арт Нуво. Но в рамках данной книги, кроме произведений, созданных в Париже, Глазго, Мюнхене, Барселоне, Турине и других ведущих центрах Арт Нуво, о которых шла речь в предыдущей главе, рассматриваются работы Венских мастеров начала 20 в.

В Австрии стиль дизайна того времени назывался Sezessionstil - художественное направление Венского Сецессиона, основанного такими мастерами, как Хоффман, Мозер, художник Густав Климт (1862-1918) и архитектор-дизайнер Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908), которые в 1897 г. отделились от Венской Академии, консервативной, квазиофициальной организации городских художников. Сецессионисты, издававшие влиятельный журнал Ver Sacrum (Священная весна), ставили целью объединиться с такими же прогрессивными художниками за пределами города и страны. Их искусство проявилось в великолепном здании Сецессиона (1898) - белом массивном сооружении, созданном по проекту Ольбриха, увенчанном позолоченным куполом с ажурными листьями и завитками. Последующий расцвет нового, часто новаторского, стиля и декоративного искусства в австрийской столице, возникший отчасти под влиянием творчества Чарльза Ренни Макинтоша и Школы Глазго, имел влияние на мировое искусство.


увеличить
Здание Пале Стокле, Брюссель (1905-11), проект Йозефа Хоффмана, частный дом, полностью обставленный мастерами Венских мастерских. Просто и изящно декорированное внешнее убранство прямолинейного здания с преобладанием белого и черного цветов давало неверное представление об интерьере этой резиденции, обставленной мебелью работы Хоффмана и Коломана Мазера, украшенной настенной живописью Густава Климта и декоративными изделиями в стиле раннего Модернизма лучших венских дизайнеров нач. 20 в.

Цель этой прогрессивной группы мастеров со своей эстетикой, которая необязательно соответствовала эстетике общества, связанной с Венскими мастерскими, заключалась в применении принципов дизайна, отличающегося хорошим вкусом и качеством исполнения, к самым разнообразным предметам, начиная от мебели и металлоизделий и кончая тканями и керамикой. Хоффман, Мозер, Ольбрих и другие мастера Сецессиона и Венских мастерских, среди которых были известный архитектор, дизайнер и педагог Отто Вагнер (1841-1918), Дагоберт Пеке (1887-1923) и Эдуард Йозеф Виммер (1882-1961), оба позже ставшие художественными руководителями Венских мастерских, устраивали выставки своих произведений, которые давали большие сборы как в Вене, так и за ее пределами, посещали Kunstgewerbeschule (Школу прикладных искусств).

Что наиболее важно, влияние их творчества ощущалось не только во многих странах Европы и США, но и по прошествии нескольких десятилетий, через много лет после угасания Арт Нуво во Франции и других странах. Все эти талантливые мастера по-новому воспринимали мебель, керамику, изделия из стекла и металла и другие изделия, в которых проявлялось новое художественное направление. Благодаря их высокому творческому мастерству создаваемые изделия были не только красивы, но и удобны, полезны и декоративны. Для них были характерны прямолинейность и четкость геометрических форм и яркий цвет. В этих произведениях также использовались новые материалы, например гнутая древесина и посеребренный альпак.


увеличить
1 Уроженец Вены В. Раис - автор гуашевого рисунка стилизованного цветка для обоев или тканей, ок. 1928, напоминает венский дизайн начала века. Выс. 1,01 м.
2 Михель Поволный и Бертольд Лёфлер, Австрия, расписанная вручную фиолетовая фаянсовая ваза, изготовлена Viener Keramik, ок. 1906. Сетчатый рисунок характерен для раннего венского Модернизма, аналогичный геометрический рисунок встречается на металлических изделиях, мебели и тканях. Выс. 14,3 см.

В Венских мастерских развиваются наиболее прогрессивные художественные направления в искусстве и дизайне, их изделия демонстрировались на международных выставках, их дополнительные отделения открылись в Мариенбаде (Чехия) и Цюрихе (в обоих в 1917 г.), Нью-Йорке (ок. 1922), австрийском городе Вельдене (1922) и Берлине (1929). Столетие спустя многие изделия Венских мастерских продолжают создаваться в Модернистском стиле, как, например, чайники, тостеры и другие изделия из серебра, цветных металлов и сплавов, созданные Кристофером Дрессером (1834-1904), талантливым британским дизайнером Викторианской эпохи.

Произведением, наиболее тесно связанным с Венскими мастерскими и, возможно, самым знаменитым и хорошо сохранившим их наследие, стала богатая частная резиденция, расположенная в Брюсселе. Зажиточный банкир Адольф Стоклет и его жена Сюзанна, родом из Парижа, поручили Йозефу Хоффману построить для них современную виллу, известную сегодня как Пале Стокле или Вилла Стокле (1905-11). Это сооружение прямолинейной формы, со вкусом декорированное (дошедшее до наших дней), по очереди украшали и обставляли мебелью Хоффман, Мозер, Климт и другие талантливые венские художники и дизайнеры. Здание Пале Стокле, поражающее одновременно простотой и роскошью, - символ утонченного раннего Модернизма, для которого характерны строгость мебели и обстановки Хоффмана и Мозера, которая сочетается со сверкающей позолотой и настенной живописью в столовой, выполненной Климтом. Действительно, Пале Стокле не только единственный подлинный уцелевший интерьер в стиле Сецессион, он является также одним из наиболее значимых интерьеров Европы в стиле раннего Модернизма, который и сегодня выглядит столь же свежим и современным, каким был почти 100 лет назад.


увеличить
С начала 20 в. в чешском дизайне ощущается влияние венских геометрических рисунков. Глиняная шкатулка с крышкой, П. Янек, 1911, украшена глазурью цвета слоновой кости и зубчатым декором, пример чешского Кубизма. Выс. 12 см.

В других странах на рубеже веков под влиянием художественного направления Искусства и Ремесла возникали аналогичные организации, школы, мастерские и свободно связанные между собой группы художников и мастеров, которые создавали, в числе прочего, модернистскую мебель и изделия, иногда похожие на произведения Венских мастерских, а иногда заметно отличающиеся от любого другого художественного направления.

В Германии существовали Объединенные мастерские искусств и ремесел, основанные в 1897 г., и Дрезденские Цеховые мастерские, основанные в 1898 г. Великим герцогом Эрнстом Людвигом из Гессе в 1899 г. была основана колония художников в Матильдехохе, неподалеку от Дармштадта, в которой объединились мастера всех видов искусств в соответствии с их стилем и общественными критериями. Там работали и преподавали немецкий архитектор и дизайнер Петер Беренс, бельгиец Анри Ван де Вельде и австриец Ольбрих. В 1907 г. с помощью Венских мастерских был основан Deutscher Werkbund - еще один немецкий союз искусства, дизайна и промышленности.


увеличить
Позолоченная деревянная кружка с крышкой, ок. 1906, украшена живописным декором в стиле Искусства и Ремесла и современным стилизованным цветочным орнаментом, Лючия Мэттьюс, мебельная мастерская в Сан-Франциско. Выс. 31,7 см.

Несколько позже в Лондоне художественный критик и художник Роджер Фрай (1866-1934) основал мастерские Омега (1913-19), связанные с художественной школой Блумсберри. Эти мастерские изготавливали ткани, ковры, мебель, керамику и другие изделия в живописном декоративном стиле, мотивы которого, цветовая палитра и стиль в какой-то степени были сродни Импрессионизму, но обладали собственным своеобразием и решительно не были британскими по своему характеру. Хотя изделия Омеги не всегда отличались первоклассным мастерством, декоративность делала их необычайно привлекательными, отчасти благодаря тому, что они создавались и украшались по проектам таких известных мастеров, как Фрай, Дункан Грант и Ванесса Белл.

В Чехословакии возникло недолговечное (ок. 1910-25) художественное общество, куда входили архитекторы и другие мастера, на творчество которых оказали влияние произведения Сецессиона и живопись и скульптура Кубизма. Чешские мастера создавали мебель и другие изделия, отличающиеся яркой оригинальностью и смелостью декоративных решений, в стиле, известном сегодня как чешский Кубизм. Среди них были многоугольные зигзагообразные стулья и диваны, керамические чайные сервизы, вазы и другая посуда, созданная Владиславом Хоффманом, Ярославом Хорейком, Павлом Янеком и др.

Кроме того, некоторые архитекторы, дизайнеры и художники Соединенных Штатов создавали произведения, считавшиеся выдающимися образцами раннего Модернизма. Среди них в Калифорнии были Артур Ф. Мэттьюс и его жена Лючия К. Мэттьюс, братья Чарльз Самнер Грин и Генри Маттер Грин, в Нью-Йорке - Джозеф Урбан, некоторое время возглавлявший нью-йоркское отделение Венских мастерских, Винольд Раис и, возможно, один из наиболее выдающихся архитекторов и дизайнеров своего времени (а по мнению многих, всех эпох) Фрэнк Ллойд Райт.


увеличить
Письменный стол-шкаф. Спроектирован Элеанорой Мейбл Сартон, Великобритания, жила в Бельгии ок. 1911-15 гг., для брюссельской фирмы "Декоративное искусство " в 1913 г. для выставки в Ренте. Отделан различными сортами дерева, перламутром, слоновой костью и шелком, прямолинейность форм сочетается с рельефным инкрустированным цветочным орнаментом, соединяя геометрические элементы современного венского дизайна с декоративными мотивами начального периода парижского Арт Деко. Шир. 1,35 м.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru