История дизайна
История дизайна » Ренессанс
Ренессанс
Керамика
В 16-м веке в производстве керамики доминирует итальянская майолика. Майолика представляет собой изделия из цветной обоженной глины покрытой глазурью, приглушенной окисью олова, это делает белую гладкую поверхность пригодной для росписи. Термин сначала относился к тонко расписанным люстровым изделиям 15-го века, ввозимым в Италию из южной части Испании, с Майорки. Дорогая люстровая керамика чаще всего заказывалась итальянской знатью, что способствовало повышению статуса гончарного искусства. Позднее техника распространилась по всей Европе, термин стал означать итальянские керамические изделия, глазурованные с применением окиси олова, независимо от того, люстровые они или нет. Эта техника имела и другие названия, о чем будет сказано далее.
Испано-мавританские изделия и ранние традиции глазуровки с оловом
2 Глиняный глазурованный сосуд для приготовления лекарств. Сделан во Флоренции или недалеко от нее для госпиталя Санта Мария Нуова, ок. 1525-35. Выс. 20 см.
3 Сосуд для лекарств, ок. 1470-1500. Б голубых, оранжевых, зеленых и пурпурных тонах, со, стилизованным изображением перьев и мужской головы. Выс. 28,5 см.
Роспись итальянской майолики отличается узорами с геральдическими изображениями и стилизованными дубовыми листьями; она делалась густым синим кобальтом. В этот период пигмент наносился непосредственно на сырую глазурь, затем изделие подвергалось обжигу. Синий пигмент готовился из кобальта, зеленый - из меди, желтый - из сурьмы, пурпурный - из марганца, оранжевый - из железа. Популярными мотивами ранней цветной керамики становятся стилизованные павлиньи перья и портреты в круглых рамках. Для позднего Ренессанса характерны мотивы, заимствованные из античных монет и медалей, они использовались во всех видах прикладного искусства.
Изделия с историческим сюжетом (Istoriato)
2 Расписная тарелка, ок. 1525, с гербом Изабеллы д`Эсте, известной покровительницы искусств Ренессанса. Сцена из поэмы Овидия "Метаморфозы " с ее персонажами Федрой и Ипполитом. Диам. 27,5 см.
Большой интерес к античности, возникший в 16-м веке, отразился и на печатной продукции: это повысило роль графики. Художников вдохновляет идея создания "картинообразного украшения", то есть роспись библейских и мифологических сюжетов. Стиль получил название istoriato. Как только начала применяться такая роспись и появилась возможность демонстрировать и коллекционировать, от знатных патронов стали поступать заказы. У художников-керамистов вызывали наибольший интерес два источника: "Метаморфозы" Овидия, опубликованные в 1497 году, и гравюры Маркантонио Раймонди (ок. 1480-ок. 1534) по картинам Рафаэля.
2 Блюдо из Урбино, о чем свидетельствует подпись, датировано 1543; изображен батальный сюжет; автор Орацио Фонтана был одним из плодовитых и успешных мастеров.
Орнамент с завитками и переплетающийся орнамент
2 Синяя основа тарелки, сделанной в Фаэнце, 1536, называлась berettino, изготовлялась в Фаэнце и Венето. Ободок расписан дельфинами в переплетающемся орнаменте. Диам. 31 см.